Выставка картины Джордано Луки «Амуры у Силена»
Лука Джордано в течение 9 лет учился у Хосе де Риберы в Неаполе, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело. Впоследствии трудился в Болонье, Париже и Флоренции, в 1692 г. был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению. Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого руна», плафон в одной из зал дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в неаполитанском музее Чертоза-ди-Сан-Мартино, «Михаил-архангел, поражающий Сатану» в Вене и «Суд Париса» в Берлине.
Картину «Амуры у Силена» отличают сдержанный колорит, красноватые оттенки в моделировке обнаженных тел, народные, грубоватые типажи. Это характерно для раннего творчества Л. Джордано и объясняется влиянием караваджиста испанца Х. Риберы, жившего в Неаполе. Поскольку мастерская появляется у Л. Джордано с начала 1660-х гг., этим периодам и следует датировать картину.
В композиции участвуют Селен и Фавн, демоны плодородия природы. Их мощные тела органически возникают из пейзажа и вновь сливаются с ним. Композиция насыщена движением, разнообразными ракурсами фигур амуров на фоне красного закатного неба, что повышает впечатление напряженности действия. Густые непрозрачные тени, резко контрастирующие с освещенными частями картины, лишь внешне напоминают принцип светотени, который использовал М. Прети. Освещение Л. Джордано по-иному согласуется с пластической формой, подчиняясь общей драматической атмосфере и открытой живописной манере письма.
Работа экспонируется на выставке «Западноевропейское искусство XVII–XIX вв.».