Авторская программа «Три возраста русского фортепианного романтизма: П. Чайковский, Н. Мясковский, Н. Метнер»
Русский фортепианный романтизм — важнейшее явление в музыкальном искусстве многих десятилетий. Все самые яркие достижения русской фортепианной музыки XIX века связаны с композиторами-романтиками, среди которых один из главнейших — Петр Ильич Чайковский. Поздние сочинения, пьесы из опуса 72, в особенности знаменитое «Размышление», — расцвет русского фортепианного романтизма и его зрелость. С наступлением ХХ столетия романтизм перестал быть мейнстримовым направлением, рассыпался на множество мелких «-измов», и экспрессионизм стал важнейшим из них.
Печать экспрессионизма стоит на большей части произведений Николая Яковлевича Мясковского. Несмотря на несовершенное владение инструментом, он оставил солидное фортепианное наследие. Цикл из шести пьес «Из прошлого» — «осколки» раннего Мясковского, написанные им в 1900–1910-е годы, пролежавшие более 35 лет «в столе» и изданные только в 1946 году, когда композитору было 65 лет. Это поздний, «старый», перезревший романтизм в традициях Чайковского, его последние всплески.
К началу 1930-х годов романтизм превратился в реликт, ушедшую историю. Однако на задворках музыкального прогресса композиторы-романтики оставались верны своим идеалам, и жизнь романтизма после его смерти продолжалась. Громадный вклад в поддержание угасающей традиции внесли русские музыканты-эмигранты. Один из них — Николай Карлович Метнер, который вплоть до своей кончины в 1951 году считал себя «последним рыцарем романтизма». «Романтическая» соната, созданная им в 1929–1930 годах во Франции — грандиозное монументальное полотно, четырехчастная симфония для фортепиано, одно из самых трагичных сочинений Метнера, словно чувствовавшего, что его титанические творческие усилия в течение долгих десятилетий останутся незамеченными и неоцененными.В программе концерта прозвучат восемь пьес из ор. 72 (1893) Петра Чайковского; «Из прошлого», шесть импровизаций, ор. 74 (1906–1946) Николая Мясковского, «Романтическая» соната, ор. 53 № 1 (1929–1930) Николая Метнера.