Выставка «Японский сувенир»
«Японский сувенир» — это современный взгляд на фотографическое наследие эпохи Мейдзи (1865–1912). Именно в этот исторический период Япония стала доступна для иностранцев после двухсотлетней изоляции. До 1859 года иностранцам не разрешалось работать на территории Страны восходящего солнца. Лишь с 1868 года, при правлении императора Муцухито, европейские фотографы смогли открыть собственные студии в некоторых городах Японии.
Загадочная страна, с таким отличным от европейского представления бытом и культурой, будоражила воображение европейских обывателей. Когда она наконец стала доступной (первоначально — для моряков, купцов, дипломатов и миссионеров), японские сувениры завоевали огромную популярность. Европейцы охотно скупали гравюры, веера, зонты, нэцке и, разумеется, фотографии.
В «японских» альбомах конца XIX — начала XX века чаще всего встречались фотографии с портретами местных жителей, жанровые студийные сцены, отражающие быт и ремесла японцев, а также видовые снимки архитектурных и природных достопримечательностей. Купленные у разных фотографов в разных городах типы и виды Японии могли перемежаться со снимками, сделанными на корабле, и совмещены с фотографиями из других стран. Также существовали сувенирные издания, полностью состоящие из видовой фотографии или жанровых сцен. Для таких сувенирных альбомов нередко использовались крышки, изготовленные японскими мастерами в традиционной лаковой технике, инкрустированные резьбой из слоновой кости, декорированные золотой фольгой или художественной росписью. Привезенные из-за границы, они долгие годы украшали русские интерьеры.
Фотографические портреты «бидзин» (прекрасные женщины), городские и сельские типы, жанровые сцены и даже пейзаж — все эти «картины переходящего мира» роднят японскую фотографию с гравюрой. Как и гравюра, альбуминовые отпечатки были раскрашены.