Спектакль «Наливные яблоки»
Театр в России не мыслим без А.Н. Островского, его литературное наследие насчитывает более 40 пьес, которые всё так же востребованы зрителями и интересны режиссерам, как и более столетия назад. Пьесы Островского, написанные в одно время с романами Толстого и Достоевского, знаменовали собой новый этап в развитии драматургии, чьи основные принципы были созвучны реалистической прозе — это было внимание к личности и её формированию и развитию под влиянием внешних и внутренних обстоятельств.
«Правда — хорошо, а счастье лучше» — это одна из пьес уже зрелого Островского, написанная в 1877 году. Действие происходит дома у богатой купчихи Барабошевой и её сына. Сюжет вертится вокруг традиционных для драматурга «бытовых» проблем: в доме есть внучка Барабошевой, девица на выданье, которой нужно подыскать хорошую партию, не ударив в грязь лицом перед соседями, есть хозяйство со своими заботами, торговые дела, хитрый вороватый приказчик, да ещё и вкусные, наливные яблоки кто-то таскает. Но за этой ежедневной суетой скрываются яркие и самобытные характеры героев, обрисованные Островским, и кипящие в их сердцах страсти. Здесь будет и молодая, наивная любовь девушки, забытая, но так и не угасшая любовь уже состоявшейся женщины, до абсурда прямолинейное и честное сердце юноши и хитрые, льстивые сердца старых слуг. Всю эту разноголосицу чувств и идей объединяет в целостную картину добродушный смех Островского, который, подшучивая над недостатками своих героев, все-таки приводит их к счастливому концу.
В традиции советского театра было принято в разборе пьесы выдвигать на первый план социальный конфликт, и теперь многие посмотрели на героев Островского с новой стороны. Другое понимание образов, созданных драматургом, уходит далеко за пределы сословной принадлежности и влияния среды к поискам общечеловеческого, внутреннего смысла. В купчихах и приказчиках увидели людей глубоко чувствующих, охваченных нешуточными страстями, людей несчастных и одиноких, ищущих тепла и любви, понимания. Именно по этому пьеса «Правда — хорошо, а счастье лучше» на сцене театра идет под своим первым, названием «Наливные яблоки», которое наиболее полно, по мнению режиссера, отражает суть этого спектакля, это название-символ, которое дает простор для нескольких уровней интерпретации пьесы. Нетрадиционное прочтение пьесы помогло режиссеру вывести на первый план не социально-бытовые проблемы, а человеческие страсти. Спектакль о самом главном в человеческой жизни — о любви и верности.