Выставка керамики Германии XVII–XX веков
Основу коллекции немецкой керамики заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства 40 вещей старого саксонского фарфора. От Алексея Петровича в музей пришла и значительная часть немецкой керамической посуды из так называемой каменной массы. В 1920-е годы собрание немецкой керамики пополнили предметы из Государственного музейного фонда. Самым крупным поступлением 1970-х годов стало собрание известного врача Ольги Александровны Гордеевой, почетного гражданина г. Саратова. Коллекция Гордеевой дополнила фонд немецкой керамики музея замечательными фарфоровыми произведениями XIX и XX века.
Задолго до появления фарфоровых мануфактур в Германии, как и во всей Европе, существовали керамические производства. Один из таких центров — мастерские города Вестервальда представлены на выставке изделиями XVIII–XX веков. Это традиционные предметы из каменной массы в виде кружек, кувшинов, кубков. Формы и декор этих предметов остаются неизменными с XVI века до настоящего времени. Первым европейским фарфоровым производством стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году в крепости Альбрехтсбург, недалеко от Дрездена. Мейсенский фарфор составляет основу коллекции немецкой керамики в собрании Радищевского музея.
Традиции расписывать фарфор пейзажными и жанровыми сценами по образцам картин и гравюр известных художников были заложены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Примером служит сервиз с живописным декором «крестьянские сценки в натуралистическом пейзаже» по мотивам картин Девида Тенирса. Многоцветная яркая роспись оттеняет белизну фарфора, так ценимую мастерами XVIII века. Мейсенская скульптура представлена на выставке произведениями, созданными по моделям Кендлера, Эберлейна, Асье и Шпилера.
В 1763 году Фридрих II, страстный ценитель и коллекционер восточного и европейского фарфора, приобретает в Берлине собственное фарфоровое производство. На рубеже XVIII–XIX веков оно становится одним из успешных в техническом и художественном отношении предприятий. Берлинская мануфактура создала свой хорошо узнаваемый стиль, отличительной чертой которого было сочетание общеевропейских культурных тенденций с особенностями прусского национального характера. Живописные росписи отличались насыщенными, но сдержанными тонами. Наряду с лавром, миртом и пальмой на берлинской мануфактуре использовали мотив дубовой ветви. В букетах часто встречается мак. В декоре — мотив змеи, кусающей свой хвост. Классическим примером берлинского фарфорового производства является каминная ваза, выполненная в начале XIX века.
Значительный интерес в собрании Радищевского музея представляют изделия частных фарфоровых предприятий, которых в Германии существовало огромное количество. Наиболее известные из них представлены на выставке. Это заводы Саксонии, Тюрингии, Силезии и Баварии.