Выставка «Сквозь стену»
Выставка «Сквозь стену» представляет часть собрания Нижегородского государственного художественного музея, посвященную искусству русского зарубежья. Эта уникальная для регионального музея коллекция формировалась в начале 1990-х годов, в нее вошли произведения выдающихся российских художников второй половины ХХ века, расцвет творчества которых пришелся на годы эмиграции. Свое название проект получил по одноименной графической серии Эрнста Неизвестного, работы которого соседствуют в экспозиции с произведениями Михаила Шемякина, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Александра Косолапова, Владимира Янкилевского, творческого дуэта Виталия Комара и Александра Меламида, Вагрича Бахчаняна и многих другие художников, имена которых известны всему миру.
Мотив стены как физической, политической, мировоззренческой преграды позволяет адекватно описать состояние, в которое были погружены советские интеллектуалы-нонконформисты. Появление в послевоенные годы понятия «железный занавес» также свидетельствует об обострении оппозиции внутреннего и внешнего мира. Задачи преодоления границ творческой реализации и барьеров политической цензуры остро стояли перед всеми художниками, решившимися покинуть Советский Союз и начать свою новую жизнь и карьеру на Западе. Произведения сотен авторов, выбравших себе судьбу эмигранта, несут отпечаток маргинальной идентичности.
Можно отметить внешние программные различия в художественных стратегиях множества ярких самобытных художников: от экспрессионистического драматизма образов в работах одних до беспощадной иронии и критики, свойственной произведениям других. Почти все художники являются представителями третьей волны эмиграции, захлестнувшей Союз в 1970–1980-е годы. В это время треть всех эмигрантов обосновывается в США, а Нью-Йорк становится для художественной и интеллектуальной элиты источником неисчерпаемой энергии для творчества и обновления. «Страна свободы» принимает советских художников, писателей, журналистов, мыслителей и дает возможность быть услышанными, «договорить на Западе то, что не дали сказать дома» (А. Генис).
Но эта «примерка свободы» обернулась нелегкой дорогой к признанию и славе. Обретение интернационального статуса потребовало от художников значительных усилий. Западная модель существования искусства как индустрии в условия рынка была инверсией советской модели официально востребованного массового искусства. Несмотря на серьезные трудности, с которыми столкнулись советские художники на Западе, их голос был замечен. Сегодня практически все самые известные, востребованные, дорогие российские авторы — это именно эмигранты третьей волны. Успешная карьера заграницей позволила им «прорваться сквозь стену», обратиться к своему заинтересованному, понимающему зрителю и в итоге стать настоящими классиками современного российского искусства.