Балет «Спящая красавица»
В 1889 году Чайковский решил создать в балете «Спящая красавица» жанровый шедевр. Тщательно следуя за сценическим планом знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, Чайковский сочинил произведение, в котором музыка стала основной, определяющей, а хореография подчинилась музыкально-симфоническому началу.
Танцы-характеристики сказочных героев и картины волшебных превращений вплетены в целостное драматургическое действие. В то же время каждый из них — добрая фея Сирени, злая фея Карабос, мечтательный принц Дезире и сама Аврора, грациозное дитя, расцветающее для любви и счастья, — вполне конкретно обрисованы в больших, внутренне завершенных эпизодах.
В «Спящую красавицу» включены все основные формы балетного спектакля XIX века — сюита классического танца, adagio с вариациями, большой танец кордебалета, сюиты характерных танцев, пантомимы и т. п.; но все эти формы осмыслены композитором по-новому. Чайковский изменил самую сущность этих традиционных форм. Лирическая тема сюжета развивается в ряде adagio, включающих в себя большие pas d’action. Традиционный дивертисмент превратился в сюиту картинок из жизни сказочных героев, где они любят, ревнуют, встречаются с опасностями, тем самым обрел черты небольших танцевальных сцен-действий.