Выставки

Выставка «Римская скульптура из Волюбилиса (Марокко)»

Событие завершилось

ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку «Римская скульптура из Волюбилиса (Марокко)». В экспозиции представлены произведения римской скульптуры из собрания Археологического музея Рабата, выставка приурочена к визиту в Москву короля Марокко Мохаммеда VI.

В древности территория Марокко входила в состав Римской империи и располагалась на ее крайних юго-западных рубежах. Экспонируемые восемь крупных фигур представляют скульптуру Волюбилиса (Volubilis — от лат. «щедрый»; вероятно, город на щедрой, благодатной земле) — одного из самых больших городов этого края, считавшегося столицей Мавританского царства. Волюбилис возник около III в. до н. э. и, населенный берберами, греками, евреями и сирийцами, в 40 году н. э. был присоединен императором Калигулой к Римской империи. В период наивысшего расцвета в городе проживало около 20 000 человек. В Волюбилисе, как и в других римских провинциях, процветали разные виды искусства — строились монументальные здания, базилики и триумфальные арки, украшенные скульптурными изображениями. Скульптуры стояли и на городских площадях; полы в богатых домах были выстланы роскошными мозаиками; интерьеры украшены тонкой отделкой и заполнены изящными статуэтками.

Многочисленные землетрясения не смогли уничтожить все богатства древнего города. Когда, с началом французского протектората, в 1915 году начались его раскопки, были обнаружены ценнейшие памятники архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В 1997 году Волюбилис был внесен в список культурных памятников мирового значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

В экспозицию вошли две мраморные статуи — «Лежащий Паппосилен» и «Речное божество», а также несколько бронз. Здесь и фигуры животных — собаки и лошади, — исполненные с присущим римскому вкусу интересом к натуре, и статуя дряхлого старика, характерная для эллинистической Александрии (II–I вв. до н. э.), и превосходная фигура юноши, совершающего возлияние; она исполнена в традиции Праксителя, великого греческого мастера IV в. до н. э. Стоит отметить найденный в «Доме Венеры» (где были открыты и другие бронзы) портретный бюст Марка Порция Катона Младшего, исполненный внутренней силы образ популярного в Римской Африке республиканца и философа-стоика. Возможно, оригинал был исполнен в 46 году до н. э., в год самоубийства известного политика, когда город Утика в Мавритании, где пребывал Катон Младший, был осажден его противником Юлием Цезарем.

Выставка расположена в 24 зале Главного здания Музея и продлится до 17 апреля 2016 года.

Кураторы выставки:

  • Владимир Толстиков, заведующий Отделом искусства и археологии Античного мира;
  • Дмитрий Калиничев, научный сотрудник Отдела искусства и археологии Античного мира.

Сведения предоставлены организацией Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна