Выставка «Художники в Абрамцеве»
На выставке представлены более тридцати большеформатных копий фотографий из фондов музея-заповедника «Абрамцево». Выставка знакомит с обликом усадьбы «Абрамцево» к. XIX — нач. XX века и её обитателями — семьей владельца усадьбы Саввы Ивановича Мамонтова и кругом его друзей-художников, среди которых В.Д. Поленов, братья В. М и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов и др.
Усадьба «Абрамцево» — одно из живописнейших мест Подмосковья. Оно известно не только красотой природы, но и своим историческим прошлым. На протяжении XIX века эта усадьба дважды становилась одним из центров литературной и художественной жизни России. С 1843 по 1858 год здесь жил и работал писатель, литературный и театральный критик С.Т. Аксаков, а с 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье удачливого предпринимателя и знаменитого мецената С.И. Мамонтова.
С Абрамцевом неразрывно связана творческая судьба С.Т. Аксакова. Здесь были задуманы и написаны его книги о природе — «Записки об уженье» (первоначальное название книги, затем она была издана как «Записки об уженье рыбы»), «Записки охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», а также семейная трилогия, в которую вошли «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». (1855). Живой, увлекательный рассказ, яркий образный язык повествования сделали их очень популярными у современников писателя.
В Абрамцеве Аксаковых навещали их друзья — художники, актеры, писатели. Дважды приезжал молодой Тургенев, которого связывала с хозяином дома творческая и личная дружба. Большой радостью для семьи были приезды Н.В. Гоголя. В 1849 году, в Абрамцеве, писатель прочитал Аксаковым главу из II тома «Мертвых душ», над которым он в то время усиленно работал, и получил их горячее одобрение.
Савва Иванович Мамонтов обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. Ко всему этому добавлялись деловая хватка, блестящие организаторские способности. Благодаря его стараниям были построены Ярославско-Архангельская и Донецкая железные дороги. Он любил искусство, чувствовал талантливых людей, помогал им и поддерживал в трудные периоды жизни.
При самом деятельном участии С.И. Мамонтова в Абрамцеве возникло неформальное объединение людей творческих профессий, которое принято называть «Мамонтовским (Абрамцевским) художественным кружком». Его ядро составляли такие известные художники как В.Д. Поленов, братья В. М и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов и другие.
Абрамцево стало своеобразной творческой лабораторией, где художники пробовали себя в разных областях искусства — архитектуре, театральной декорации, керамике, резьбе по дереву. В усадьбе появляются две мастерские — столярная и керамическая. Столярная мастерская была основана Е.Г. Мамонтовой, а ее художественным руководителем стала Е.Д. Поленова, сестра художника В.Д. Поленова. Создавая мастерскую, Елизавета Григорьевна ставила две основные задачи: обучить ремеслу крестьянских мальчиков и внедрить в городской быт рукодельные предметы мебели, заменив ими шаблонные фабричные изделия.
Керамическая мастерская была любимым детищем С.И. Мамонтова. Он привлек к работе в ней художников, которые с увлечением осваивали этот новый для них вид искусства. Более других керамикой заинтересовался М.А. Врубель. Работа в мастерской раскрыла новые грани его таланта: умение гармонично соединить цвет и форму. По его эскизам были сделаны печи для усадебного дома и Церкви Спаса Нерукотворного.
При Мамонтовых преобразилась жизнь старой усадьбы, изменился ее облик. Появились новые сооружения в «русском стиле»: «Студия-мастерская» (архитектор — В. А. Гартман), «Баня-теремок» (архитектор — И. П. Ропет), «Избушка на курьих ножках» (архитектор — В. М. Васнецов), церковь Спаса Нерукотворного, в создании которой участвовали многие художники кружка. При этом новые строения не нарушили облика усадьбы, а только подчеркнули неброскую красоту подмосковной природы.