Художественно-музыкальный проект «И цвет, и линия, и звук…»
С 4 марта по 13 апреля 2016 г. в Балконном зале Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства East Meets West Gallery открывает новый художественно-музыкальный проект «И цвет, и линия, и звук…».
Станковые и графические работы Елены Утенковой-Тихоновой и Михаила Тихонова галерея показывает впервые, что само по себе интересно. Однако особенность и новизна проекта состоит в новых формах соединения привычных визуальных образов с тонкими авангардными и минималистскими музыкальными произведениями Павла Карманова, которые стали полноправными участниками выставки. Дополнение визуальных образов музыкальными позволило ярче зазвучать в них тому, что Виталий Пацюков назвал в работах Михаила Тихонова ритмом и энергией состояний, медитацией звуков, пространством откликов, шорохов, бормотаний природы. А связанные с темой весны пейзажи Елены Утенковой-Тихоновой оказались поразительно созвучны своей многослойной прозрачностью, насыщенностью и глубиной сочинению Павла Карманова Spring in January.
Попытка создать единое одухотворенное пространство, хоть немного похожее на перетекающее воздушное пространство авторов, привела к соединению в одну цепь цвета, линии и звука, которую мы дополнили еще и словом, поскольку язык прозы Елены Утенковой-Тихоновой «…методологически абсолютно идентичен живописному. Ее проза так же глубока и прозрачна, проста и небанальна, честна, естественна и красива, как любая из ее картин. Точность наблюдения и нетривиальность размышления, умение разглядеть и показать в незатейливом факте жизни акт бытия, ощутить и выявить в знакомом с детства малом фрагменте мира заложенный и отраженный в нем планетарный масштаб мироздания — эти качества в равной мере присущи и живописи Елены Утенковой, и ее литературным опытам» (О. Яблонская). В проекте тексты Утенковой-Тихоновой представлены не только как художественные объекты, но и как объекты декламации в духе традиций русской художественной жизни начала ХХ века.
В пейзажах Елены много личного пространства, личных переживаний. Они существуют вне времени, так как более всего отражают состояние художницы в данный момент. И именно поэтому ее мир так поэтичен и музыкален. В ее работах «Сад весной», «Весенние сумерки» «Вечер» мир природы и людей, тесно связанные друг с другом, выступает неявно, нечетко, как бы в тумане, сродни тому реальному миру, который не всегда можно понять, но в нем приходится жить.
У Михаила Тихонова это выражено пластически еще ярче. Он создает пространство, которое дышит, течет, трансформируется, а чаще — как бы зависает, распускаясь перед зрителем и впуская его в себя. Михаил приглашает зрителя в свой мир, и входит в него тот, кто «видит». Виталий Пацюков назвал это «гравитацией», «эффектом обратной перспективы». «Произведение, созданное в этом диалоге, в осуществлении желаемого, репрезентирует личную пространственную реальность, явленную в уникальности высказывания, но при этом формирующую особый топографический контекст. Его «сюжетная» сторона предлагает любое измерение, любую точку пространства, так как она располагается в волновых координатах, то есть мире стихий, закрепленных в незакрепленности, в постоянном покачивании среды своего сосредоточенного существования» (В. Пацюков).
Одно из главных средств, которое часто использует Михаил для создания образа, объекта в пространстве, — линия. Автор рассматривает линию «как нерв, как среду обитания…». Она действительно иногда производит впечатление неожиданно лопнувшей струны, нервического синкопа в царапинах или взвихренного троса. Линий немного, и каждая создает свой образ. Они «живут» на разных плоскостях, но любимой плоскостью автора кажется прозрачная, создающая неповторимую легкость композиции («Качели», «Комната» и другие).
При всем различии тем и их пластического воплощения в работах Елены Утенковой-Тихоновой и Михаила Тихонова есть одно главное общее: каждый из них создает свой мир — прекрасный сон, и смотрит в него очень внимательно, разглядывая его иногда взволнованно, иногда удивленно, иногда тихо. Дали лугов и полей, чащи лесов, берега рек и озер Елены — все это мир не внешний, или не только внешний. Это внимательное и трепетное заглядывание художника вглубь себя.