Выставка Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях»
На выставке в МАММ будут представлены три серии Сугимото: «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Работу над ними фотограф начал в 70-80 годы и продолжает до сих пор. Отличительным техническим приемом Хироси Сугимото является использование камеры большого формата (8×10) и длительной выдержки, позволяющей «сжать» в один кадр любой отрезок времени.
Художник неоднократно говорил, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует. Это ощущение призрачности бытия тревожило его с детских лет, а со временем даже стало ему нравиться.
Экзистенциальность, присущая всему творчеству Хироси Сугимото, наиболее ярко выражена в серии «Диорамы».
Серия «Театры» является продолжением его легендарной серии «Кинотеатры», над которой Сугимото начал работать, только-только поселившись в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Художник приходил в кинотеатр, с появлением первых титров фильма открывал затвор фотоаппарата и продолжал экспонировать кадр 2-3 часа — столько, сколько продолжался фильм, таким образом, все образы фильма оказывались в одном кадре. Обрабатывая пленку, фотограф обнаружил, что вместо изображения на ней проявляется магический белый свет, вокруг которого проступают интерьеры кинотеатра, а зрители, присутствовавшие в зале, исчезли, словно вытесненные этим белым сиянием.
Хироси Сугимото нашел способ показать экзистенциальное пространство, которое каждый раз заключается в «футляр», которым служит интерьер того или иного кинотеатра.
Идея создания «Морских пейзажей» появилась в 1980 году. Этот проект навеян его детскими воспоминаниями — видами моря из окна поезда по пути из Токио. В поисках «правильных» морских пейзажей, Сугимото объехал весь мир, все побережья: Франции, Англии, Японии, Атлантики, Тихого океана др.
В кадре — только воздух и вода. Точно такими же люди видели эти пейзажи и 1000 и 100 лет назад, поэтому эти снимки — еще и путешествие во времени, возможность воссоздать прообраз нашего мира.
Один из первых снимков серии, Карибское море, Ямайка, создан в 1980 году. Во время работы над ним появилась концепция серии: линия горизонта делит снимок ровно пополам, в кадре не должно присутствовать людей и рукотворных объектов. Сугимото создает вневременные пейзажи, возвращая зрителю возможность созерцания нашей планеты в ее доцивилизационном величии.