Концерт «Орган + хор»
Морис Дюрюфле — французский композитор и органист, продолжатель традиций национальной романтической школы. Его наставниками были ученики «духовного отца органистов Франции» Сезара Франка — Шарль Турнемир и Луи Вьерн, у которых он в Парижской консерватории обучался искусству игры на органе, и Поль Дюка, руководивший изучением композиции.
С 1930 года М. Дюрюфле — органист церкви Сан-Этьен-дю-Мон. Кроме того, он играл в соборе Нотр-Дам, с 1942 года — преемник М. Дюпре в классе органа Парижской консерватории, а через год — профессор гармонии. Именно исполнительской и педагогической деятельности отдавал почти все сои силы и время. С искусством М. Дюрюфле знакомы многие слушатели Европы и США, а в 1965 и 1971 годах он побывал в Советском Союзе. В творчестве М. Дюрюфле сливаются стилистические традиции Франка, Форе, Дебюсси, освеженные тонким индивидуальным мироощущением композитора. В первом периоде творчества преобладают инструментальные произведения.
Особое место в этом списке занимает «Реквием для солистов, хора и органа», написанный в 1947 и посвященный памяти отца. Форма, выразительные средства, характер произведения отличаются от стандартной трактовки этого жанра. Реквием М. Дюрюфле — лирико-философское сочинение, главная идея которого — трагедия прошедшей войны.
Необычное расположение частей, общая драматургия напоминают «Реквием» Г. Форе. Оригинально подобраны выразительные средства, мелодика основывается на темах григорианского хорала, мастерски окрашенной романтической гармонией. Эта музыка отличается импрессионистическими красками, прозрачными тонами.
В произведениях композитора ощутимо влияние позднего романтизма и григорианского хорала, его творчество отличается высоким мастерством и оригинальностью. Сочинения Мориса Дюрюфле для органа считаются шедеврами французской органной музыки.