Выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…»
Детские портреты обладают особой притягательной силой. Они завораживают зрителя искренностью, чистотой, живостью. И пусть изображение не всегда соответствует академической живописи; главное — чтобы художник сумел схватить и передать ту самую непосредственность, неуловимую индивидуальность, детское очарование.
На выставке представлено более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками, творившими по заказу обитателей дворянских домов и усадеб. Хронологический принцип, по которому выстроена художественная экспозиция, дает возможность проследить, как на протяжении двух столетий менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в их изображение каждая эпоха, увидеть художественные особенности и достоинства работ.
Круг моделей — детей, представленных на портретах, чрезвычайно разнообразный. Это особы императорской фамилии и аристократии, но гораздо чаще — безымянные отпрыски поместного дворянства. Эти портреты, хранившиеся некогда в домашних собраниях, в городских и провинциальных усадьбах, после лихолетий революции были рассеяны, а имена многих изображенных безвозвратно утрачены. Несомненно у зрителя возникнут личные впечатления и ассоциации. И для кого-то в этих трогательных образах, возможно, проступят черты литературных героев — пушкинских Петруши Гринева и Татьяны Лариной, Николеньки Иртеньева Л.Н. Толстого, гончаровского Илюши Обломова и других детских персонажей из известных произведений русской классики.
Государственный музей А.С. Пушкина со дня своего основания комплектует коллекцию детского портрета. Временные рамки — от XVIII до начала XX века. Коллекция постоянно пополняется. Из недавних приобретений на выставке представлены парные живописные портреты братьев Дмитрия и Николая Яньковых (1800) кисти крепостного художника Григория Озерова; мальчик с голубым бантом (1853) — первоклассная акварель мастера австрийской школы Леопольда Фишера; произведение известного английского художника Томаса Райта — портрет мальчика в голубой рубашке, созданный в России; работа малоизвестного в отечественных собраниях швейцарца Карла Гернлера мальчик с сачком на фоне пейзажа (1849); впервые представлена акварель, изображающая юного барона М.К. Клодта фон Юргенсбурга (1850-е), будущего пейзажиста, исполненная А.А. Поповым.
Детский фотографический портрет конца XIX-начала XX века — отдельная тема выставки. Хронологически, эстетически и содержательно фотографии охватывают время накануне трагических революционных потрясений, которые безжалостно разрушили привычный уклад и, может быть, даже оборвали жизни этих мальчишек и девчонок.
С раннего детства ребенка в дворянской семье окружали кормилицы, мамушки и нянюшки. Но портреты их встречаются крайне редко. В собрании музея хранятся два подобных изображения — А.Ф. Варч (1737-1817), любимой нянюшки детей поэта и драматурга, князя И.М. Долгорукова, и няни Анисеньки, вырастившей одиннадцать детей А.А. Пушкина, старшего сына поэта.
На выставке также экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки и настольные игры, без которых невозможно представить себе уютную атмосферу «детской», где жизнь текла неспешно и счастливо. О круге детского чтения дают представление книги, альманахи, журналы, а также редкие экземпляры разрезных азбук, пособий по рисованию, музыкальной грамоте, чистописанию. В век гаджетов и sms–ок искренний интерес и уважение может вызывать письмо к маменьке восьмилетнего Николая Кривцова в 1832 году, прекрасно усвоившего непростые навыки чистописания гусиным пером и стиль эпистолярного жанра. Примеры детского художественного творчества — пейзажи, исполненные в 1870-х годах Екатериной и Александром Левашовыми, внуками Екатерины Бакуниной, знакомой А.С. Пушкина…
Доброй традицией стало участие в оригинальных выставочных проектах давних партнеров и друзей Государственного музея А.С. Пушкина — московских коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких, Андрея Руденцова (галерея «Три века»), Андрея Кусакина. Они передали на выставку произведения известных русских живописцев XVIII в. В.Л. Боровиковского и Л.Г. Христинека, мастеров классической миниатюры Э.П. Строли, А.Ф.Г. Виолье, А.Х. Рита, Г. Кордика, Н.Д. Шпревича. Замечательные акварельные портреты представлены произведениями П.Ф. Соколова, К.К. Гампельна, И.А. Нечаева, А.И. Стрелковского, австрийских художников И.Н. Эндера и М. Штоля, много работавшего при русском императорском дворе. Украшением выставки стали уникальные образцы детских костюмов XIX — начала XX веков из коллекции известного историка моды Александра Васильева.
Особую благодарность за поддержку выставочного проекта Государственный музей А.С. Пушкина выражает Художественно-педагогическому музею игрушки (Сергиев Посад), предоставившем на выставку замечательные образцы живописного портрета кистей известных и неизвестных русских мастеров второй половины XVIII века и более 50 уникальных игрушек прошлых веков; а также Музею В.А. Тропинина, передавшему на выставку несколько живописных работ.