180 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского

Событие завершилось

25 апреля 2020 года весь мир отметил 180 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.«Жизнь его замечательна — творчество — безгранично», — так сказал о композиторе его близкий друг, профессор Московской консерватории Н.Д. Кашкин. И мы сегодня, слушая безграничную музыку Чайковского, задаемся вопросом: почему эта музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповедания, почему ее так высоко оценивают люди, принадлежащие разным направлениям в искусстве — А.Чехов и А.Блок, Г.Малер и Э.Григ? Известен случай, когда Лев Толстой заплакал в театре, слушая знаменитый квартет, в котором звучит мелодия народной песни «Сидел Ваня»Леопольд Стоковский (известный американский дирижер) сказал: «Чайковский и музыка — это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением… Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. ОН для меня ВСЁ»В чем же заключается гениальность и всеобъемлющая сила творчества Чайковского? Ответов на этот вопрос может быть много.- Музыка Чайковского охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став «Жизненной необходимостью» — В наши дни интерес к музыке Чайковского не только не угасает, но и каждый раз разгорается с новой силой при каждой встрече нового слушателя с его гениальными произведениями, реализуя мечту композитора о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству. Сам композитор так говорил о своем творчестве: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днем увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» Наверное, в этом и есть сереет всеобъемлющей силы музыки Чайковского — она написана для людей, обращена к людям, каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему.Удивительно разнообразно, широко в жанровом отношении творчество этого великого композитора. Его основная тема — борьба человека за счастье, бодро, свет и свободу, против сил тьмы, против жестокости и насилия. Чайковский оставил наследие во всех музыкальных жанрах. К высочайшим достижениям мировой музыки относятся его оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама»; его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» открыли новую страницу в истории этого жанра. Его романсы пополнили сокровищницу камерно-вокального жанра, а фортепианные произведения играют буквально все пианисты мира.В музыке Чайковского глубоко и правдиво показан внутренний мир человека его времени, его духовный облик, его нравственные проблемы. И наиболее ярко это воплощено в симфониях композитора. Исследователи творчества Чайковского отмечают, что симфонизм композитора стал важным звеном мировой музыкальной культуры, источником, без которого не было бы симфоний Скрябина, Рахманинова, Малера, Шостаковича.Большинство симфонических произведений Чайковского — программные. Иногда это проявляется лишь в названиях (Первая симфония или увертюра «Ромео и Джульетта») Некоторым сочинениям предпосланы развернутые литературные программы (симфония «Манфред») А бывало и так, что, создавая произведение, композитор имел ввиду какую-то программу, но не стал ее обнародовать (например, Шестая симфония)Но Чайковский никогда не следовал всем деталям литературного прообраза. Программа была для него толчком к свободному развитию музыкальной мысли.Каждое из симфонических произведений несёт в себе особую жанровую окраску.Произведения Петра Ильича содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции. Симфонизм движется в двух направлениях: 1) от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4 и №5), к трагедии (симфония №6); 2) постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов; Симфония №1. Спокойная русская природа вдохновляла многих музыкантов на создание потрясающих по красоте и живописности произведений. Не исключением является и Петр Ильич Чайковский. Симфония «Зимние грезы» — это не только первое симфоническое сочинение в творчестве композитора, но и первая в истории отечественной музыки лирико-психологическая композиция.Человек и его судьба — это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала композитора. Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», В творчестве Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Оно не только провело итоговую черту между предыдущим творчеством композитора, но и ознаменовало начало нового этапа в развитии всего последующего симфонизма. В истории русской музыки Четвёртая симфония Чайковского стала первой психологической драмой, соизмеримой по духу с произведениями Бетховена, так как представляет собой необычайно мощное произведение, открывшее в композиторе новую грань его личности.Продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5» — произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича.Вершиной симфонического творчества Чайковского стала Шестая симфония (1893), в которой композитор достигает небывалой еще концентрации выразительных средств, силы и остроты драматических столкновений наряду с необычайной цельностью, законченностью композиции и полным подчинением всех элементов формы содержательному замыслу. Привлекает к себе внимание, в частности, программа симфонии «Жизнь», в отдельных частях которой отражены разные периоды жизни человека от юности до смерти. Финал симфонии, как мыслил его Чайковский, — «смерть — результат разрушения… кончается замиранием».Опера в творчестве Чайковского занимала одно из ведущих мест. Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону криссталлизации нового жанра.• «Воевода», первая опера, развивает линию народно-бытовую, драматическое развитие в ней не играет определяющей роли.• «Ундина» в основе содержит фантастический сюжет, продолжая глинкинские традиции; • в основе оперы «Опричник» — сюжет исторический.• Черты лирико-комической и фантастической оперы находим в «Кузнеце Вакуле».• Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка».• Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы.• Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ в.Композитор считал оперу самым демократичным жанром, способным особенно сильно воздействовать на людей: «Опера, а именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа» Чайковский писал оперы на протяжении всей жизни. Для композитора опера — музыкальный спектакль — цельный, соразмерный, рельефный. Сюжет простой, жизненный. Чайковский писал «Я ищу сильной драмы, основанной на конфликте положений, могущих задеть меня за живое. Мне нужны люди, а не куклы» Средство воплощения образа — вокальная партияОдним из самых ярких проявлений оперного творчества является опера Чайковского «Евгений Онегин»В мае 1877 года певица Е.А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу, а сюжет пушкинского «Евгения Онегина» Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К.С. Шиловским Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В.Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».П. И. Чайковский изменил отношение к музыкальному содержанию балета. Обращение П.И. Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы симфонизации балета — в этом заключается реформа Чайковского. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет — сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, единство целого.В развитии музыкальных тем композитор нередко использует приёмы, которые применял в симфониях.Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные.В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс»Музыка Петра Ильича также включает произведения в области: • хоровой музыки, • духовные произведения, • вокальные ансамбли, • музыки к спектаклям, т. д. Романсы составляют богатейшую часть творчества Чайковского. На протяжении всей жизни он писал романсы, поэтому они отражают основные вехи его эволюции, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными оперной и симфонической музыке.Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема.Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие. В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ.Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой выразительностью, а также единство ритма на протяжении всего произведения. Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет вокальную партию, создавая яркий цельный образ — настроение… В чем же феномен музыки Чайковского? Может в том, что мечта композитора о том, чтобы его музыка стала «опорой, утешением и подпорой в жизни» сбылась?! Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что музыка Чайковского — самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистическое исследование, которое показало, что П.И. Чайковский самый популярный в мире композитор. И мы горды, что он принадлежит, прежде всего, к русской национальной культуре.…«Похороны были его так грандиозны и величественны, как только в России хоронили царей… На перекрестке двух улиц на решетке огромного забора сидели двое рабочих. Когда процессия поравнялась с ними, один из них, сняв шапку, сказал: «Смотри, Русь, незабвенного несут!» — эти слова стали не пророчеством, но звездой, освещающей путь произведений композитора и его имени в веках — НЕЗАБВЕННЫЙ.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна