Выставка «Магия акварели плоскость и пространство»

Событие завершилось

Произведения, созданные в технике акварели, сложно причислить целиком к живописи или назвать графикой. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Это уникальная «графическая живопись», которая возникла в Китае и стала развиваться после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII-XIII веках бумага получила распространение в Европе. В разные периоды акварель играла разную роль в развитии изобразительного искусства. От малозначительной – до весьма весомой.

Особенный интерес стал проявляться в XIX столетии в Англии, благодаря выдающемуся мастеру Джозефу Тернеру. В России важным этапом становления акварели на высокий профессиональный уровень было, организованное в 1887 году «Общество русских акварелистов», во главе с А.Н. Бенуа. Классическое художественное образование не может быть без акварели, которой обычно начинают курс введения в живопись и ее приемы.

Возможности этого материала очень широки. Художник может сочетать графичные штрихи полусухой кистью и работать по увлаженному листу бумаги, создавая мягкие переливы цвета и тона, вымывать уже покрытую краской поверхность и работать по сухому листу. В зависимости от задач, которые ставит мастер, можно увидеть глубокое пространство, прозрачность воздуха, плотность и весомость различных материалов. Акварелью можно работать послойно или в один прием. Недосказанность, обобщенность, оставленный непрописанным белый лист бумаги, создающей пространство — это магия акварели.

На выставке представлены произведения разных мастеров графиков и живописцев, которые не раз обращались к этой сложной технике, не требующей исправлений. Это и народный художник СССР А.М. Герасимов, путешествовавший в начале 1950-х годов по Индии и, сделавший немало акварельных видов различных городов и характерных типов местных жителей. Интересен большими плоскостями света и тени лист «Лунный свет. Гурзуф», 1960 г. художника Рейнера Г.П. Легкое прикосновение кисти, обобщение создает образ и состояние мотива в листе Григорьева С. А. «Весенний день». Точка зрения сверху в листе Козловой Е.А. дает возможность увидеть мир с высоты птичьего полета, где природа и человек живут своей жизнью в едином пространстве. Низкий горизонт дает возможность показать небо, в его сложной текучести облаков, прозрачности цвета и насыщенности воздухом. Деревья, качаемые ветром, смотрятся как настоящие исполины (Тимофеев А.В. «Южные Курилы», 1973 г.). Соединение воды и неба, света и тени, ощущение влажности воздуха, чувствуется в произведениях Романенко В.Н. Насыщенность цвета, легкость и непринужденность влажного мазка Резниченко В.А. «Весенний паводок». Акварели подвластны как классические приемы реалистического видения, так и яркая, плотная безудержная декоративность Сухорукова В.С. «Бакенщик», 1979, поэзия многослойности Петрашкевич С. И. «Русалка на ветвях сидит» 1998. Тонкие и сложные листы Мытникова А.А. — и воздушные, и пространственные, и живописные.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна