Встречи

Выставка «Понятие о совершенном живописце. Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века»

Событие завершилось

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым — гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.

Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749-1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635-1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать. Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат — Рисовальной и Гравировальной — при Российской академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717-1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание рассказывает о том, как совершенствовать навыки художника, и сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712-1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.

В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта. Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова и Прокофия Артемьевича Артемьева, которые штудируют один и тот же оригинал — исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.

Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.

Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику — первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии — Антону Павловичу Лосенко (1737-1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных работ на выставке стоит отметить эстампы Лосенко — «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.

Посетители также познакомятся с редкими гравюрами русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Капитальный лист «Русская баня» был создан автором в 1778 году под впечатлением росписей, которые художник изучал во время своего пребывания в Риме. Это отчетная работа. В ней 25-летний мастер демонстрирует прекрасное владение рисунком, композицией, а также поиски нового художественного стиля. Эти навыки воплотились в скульптуре автора. В небольшом гравюрном наследии Козловского есть уникальная работа, посвященная творческому выбору и демонстрирующая неоклассические приоритеты мастера. Эстамп «Апеллес — живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры» отражает умение Козловского так соотносить легенду и быль, что произведение звучит поэтично и актуально.

Куратор: Марина Александровна Пожарова, старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной публичной исторической библиотеки России.

Сведения предоставлены организацией Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна