Показать на
карте
Выставки

Выставка «С.М. Киров идет в окопы, чтобы прекратить национальную вражду ингушей и осетин»

С 12 февраля по 23 марта
12+

Картина, написанная художником Николаем Никодимовичем Яссиевичем в 1938 году по заказу Музея Революции, иллюстрирует уникальный исторический сюжет из истории Гражданской войны на Кавказе.

Год двадцатилетия начала Гражданской войны (1938) предполагал создание новых визуальных образов в музее, отражающих роль партии большевиков в ключевых периодах становления советского государства, в том числе и в вопросах разрешения межнациональных конфликтов. Музеем и художником был согласован сюжет картины, представляющий замирение горских народов и становление советской власти на Северном Кавказе. Какое же событие легло в основу сюжета картины и реалистичен ли образ, созданный художником?

Гражданская война на Северном Кавказе приобрела местный колорит – сказались существовавшие земельные, национальные и религиозные проблемы, завязанные в тугие узлы кавказскими войнами XIX века, усугубленные социально-экономическими противоречиями начала XX века. В одном из конфликтов, вспыхнувшем между осетинами из селения Ольгинское и ингушами из селения Базоркино в марте 1918 года, принимал участие Киров.

В феврале-марте 1918 г. в Пятигорске и Владикавказе проходил II Съезд народов Терека, аналог съездов Советов в других регионах России, на котором выступал и С.М. Киров, член партии большевиков. 10 марта 1918 г. к зданию, где заседал Съезд, подкатили арбы с трупами убитых в Ольгинском в сопровождении толпы осетин. Одновременно Осетинский национальный совет (один из органов власти, возникший после Революции и состоявший из осетинской националистической интеллигенции) направил жителям Базоркино телеграмму, угрожая вместе с казаками организовать наступление на село. Участники Съезда разъехались по сёлам в составе примирительных комиссий. Этот проходной эпизод впоследствии станет одним из опорных в биографии Кирова, ляжет в основу изобразительных полотен времен формирования культа советских вождей.

На картине безоружный Киров противостоит группе разъярённых вооруженных горцев. В правой руке Киров держит белый платок, знак перемирия, левой – останавливает враждующие стороны. Рядом лежит тело еще одного миротворца. Это – Султан Калабеков, балкарец, один из участников Съезда народов Терека. Согласно мемуарам, Киров и Калабеков шли по дороге Базоркино-Ольгинское, и шальная пуля насмерть сразила Калабекова, слегка задев и Кирова.

Эта картина была написана по заказу музея, что означает, что смыслы, заложенные в ней, идеологически выверены и однозначны. Если в прошлом царская (колониальная власть) не раз умиротворяла народы Кавказа при помощи казаков и армии, то советская власть (в этом и есть идеологический посыл картины) отправляет кавказским народам вестника новой жизни, большевистского вождя, вооруженного идеологией, которая принесет мир и благоденствие народам Кавказа. История показала, что в реальности в советский период межэтнические проблемы в кавказском регионе были приглушены, но не решены. С новой силой они вспыхнули на излете советской власти в конце ХХ века.

По свидетельству потомков художника, Николай Яссиевич давал картине другое название – «Киров в окопах под Владикавказом». Выставляемая картина – одна из немногих уцелевших довоенных работ художника. Во время войны снаряд попал в мастерскую Яссиевича в Институте живописи. Некоторые картины художника этого периода были изъяты и уничтожены в 1950-х гг., когда после смерти Сталина развернулась борьба против культа личности и тех, кто был с ним связан.

Николай Никодимович Яссиевич родился в 1902 году. В 1938 году с отличием окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (Академия художеств им. Репина). Учился в мастерской Исаака Бродского, которую после его смерти возглавил Борис Иогансон. С началом Великой Отечественной войны Яссиевич ушёл ополченцем на фронт, в 1943 году после контузии был комиссован. Н.Н. Яссиевич был секретарем партийной организации института, был лично знаком с Кировым, относился к нему с большой симпатией, создал целую галерею его образов. Умер художник в 1976 году.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось

Смотрите также