Балет «Тщетная предосторожность»
Балет, впоследствии получивший название «Тщетная предосторожность», был поставлен в 1789 году, за несколько дней до Великой французской революции. Содержание вполне соответствовало эпохе: на сцене танцевали крестьяне, в качестве музыкальной основы использовались народные песни. Невеста Лиза отвергала нелюбимого богатого жениха, о котором мечтала мамаша, и выскакивала замуж за батрака Колена — избранника своего сердца.
Первоначальное название балета призвано было шокировать любителей изнеженного куртуазного искусства: «Балет о соломе». Еще одно название того же балета — «Худо сбереженная дочь» — указывает на анекдотическую развязку истории: матушка запирает непослушную дочку на сеновале, а там, как на грех, как раз спрятался Колен… Счастливые влюбленные бросаются друг другу в объятия. После этого ничего не остается, как обвенчать любовников.
Изменялось не только название балета. Менялась и музыка: в разное время свои музыкальные версии создавали композиторы Луи Герольд, Петер Гертель. Первым постановщиком спектакля был французский балетмейстер Жан Доберваль. Хореография двухвековой давности до нас не дошла. После этого к балету обращались многие постановщики, то осовременивая сюжет, то пытаясь воссоздать старинный спектакль.
Первое представление (со сборной музыкой) состоялось в Бордо, 1 июля 1789 г.; с музыкой Ф. Герольда — Париж, Гранд-Опера, 27 ноября 1828 г. Самарский академический театр оперы и балета обратился к комическому балету «Тщетная предосторожность» с музыкой П. Гертеля. Используется также фрагмент музыки балета Л. Делиба «Коппелия».