Выставка «Образы души»
В Тамбовской областной картинной галерее открылась выставка «Образы души» известного липецкого живописца, участника Великой Отечественной войны Василия Ивановича Шевченко (1926-1997), посвященная 90-летию со дня рождения мастера. В экспозицию включены полотна из числа подаренных галерее вдовой художника Таисией Филипповной Федоровой, уроженкой Тамбовской области. Все они представляют последние два десятилетия жизни живописца, период наивысшего расцвета его творчества. Именно в эти годы картины Шевченко впервые были показаны на многих престижных выставках в Москве и за рубежом, вызвали большой интерес у специалистов, любителей искусства и коллекционеров.
Это уже третья экспозиция картин Шевченко в Тамбове. Ее открывает редкий в творчестве мастера женский портрет под названием «За книгой» (1989), изображающий жену художника. Все другие произведения на выставке, созданные в рамках традиционных жанров пейзажа и натюрморта, по сути дела, имеют характер картины-притчи, картины-аллегории, в которых главная роль принадлежит цвету, колористическому решению. В.И. Шевченко присуще особое экспрессионистическое понимание роли цвета в эмоционально-выразительном строе произведения. Однако, яркая творческая самобытность художника отнюдь не исключает его пересечения, интерференции с исканиями других мастеров отечественного искусства 80-90-х годов прошлого века, в первую очередь, представителей липецкой художественной школы, у истоков которой стоял В.С. Сорокин (1912-2001).
Выставка демонстрирует широту диапазона творческих интересов и исканий мастера, его неравнодушное отношение к жизни — от воспевания красоты и щедрости природы до глубокого погружения в проблемы защиты окружающей среды. Таковы полные трагических размышлений картины «Апофеоз жизни», «Оазис», «Бабочки» (все 1991 г.), обращенные к зрителям с призывом беречь такую хрупкую и маленькую планету Земля. Сегодня эта тема особенно актуальна. Художник из глубинки России предстает в них мыслителем-философом планетарного масштаба.
Напротив, картины «Весна» (1991), «Пробуждение» (1992), «Натюрморт» (1993), «Пейзаж» (1997) − полны ощущения радости жизни, щедрости родной земли.
Глубокий сакральный смысл прослеживается в полотнах «Вечер в деревне» (1991), «Пейзаж» (1991).
Живопись В.И. Шевченко никого не оставляет равнодушным. Яркие и сочные по цвету, полные символов и иносказаний, самобытные по композициям его картины надолго остаются в памяти. Из образов его полотен в восприятии зрителей складывается образ души художника, взволнованной, страстной, радующейся и страдающей, открытой и необъяснимой словами.