Показать на
карте
Выставки

Выставка «Повседневные и праздничные молитвенники в собрании библиотеки Шнеерсона»

С 22 января по 29 февраля

В читальном зале отдела РГБ в Еврейском музее и Центре толерантности открыта выставка повседневных и праздничных молитвенников из собрания библиотеки Шнеерсона. Она подготовлена в сотрудничестве с Исследовательским центром Еврейского музея.

Всего в собрании Шнеерсона около сорока молитвенников, которые принято разделять на сиддуры и махзоры. Из них для выставки были отобраны три махзора и шесть сиддуров.

Сиддуры (от ивритского корня «седер» – порядок) – это сборники ежедневных молитв и благословений. С XI века они начинают снабжаться комментариями, объяснениями молитв и правилами их чтения. В восточноевропейских странах в сиддурах печатался перевод текстов молитв и комментарий к ним на идише: в основном, он предназначался для женщин, которые, в отличие от мужчин, могли не знать иврита. Сиддуры были одними из наиболее часто используемых книг в еврейской культуре, поэтому их сохранилось немного. Впервые их начали печатать в Италии и Испании в конце XV века. Современные сиддуры публикуются с переводом и транслитерацией молитв.

Махзор («цикл» или, буквально, «возвращение») – это сборник праздничных молитв. Сначала различие между сиддуром и махзором не проводилось. Оно появилось, лишь начиная с XIII века в Европе, однако и по сей день нечеткое: в сиддурах на весь год собраны все молитвы – как регулярные, так и праздничные, а в некоторых сефардских общинах махзором и до сих пор называют любой молитвенник.

Безусловно, хит нынешней выставки – экземпляр первого молитвенника, изданного основателем движения Хабад раби Шнеуром Залманом в 1803 году и известного как Шкловский сиддур. Он был обнаружен в марте этого года в коллекции Шнеерсона в процессе описания. Пока это единственный из известных экземпляров данного молитвенника. Предполагается, что это легендарное первое издание данного сиддура, который до нынешнего момента был известен только в переизданиях.

Молитвенник переиздавался огромное множество раз, и нередко печатники привносили в его текст что-то свое. После обнаружения Шкловского сиддура в коллекции Шнеерсона у исследователей появилась возможность сравнивать все более поздние издания молитвенника с первоисточником.

На выставке представлен и самый старый молитвенник в коллекции Шнеерсона – «Махзор ле-коль га-шана», изданный в Венеции в 1600 году. В нем собраны праздничные молитвы на осенние праздники (Рош га-Шана, Йом Киппур, Суккот). Особенность молитвенника в том, что текст в нем снабжен кратким комментарием, который находится сбоку на внешней части страницы, что делает страницу Махзора похожей на страницу Талмуда. Одно из немногих визуальных отличий состоит в том, что текст молитв (квадратным шрифтом по центру или на внутренней части страницы) огласован, в отличие от текста Талмуда.

Три карманных молитвенника на выставке относятся к XVIII веку и напечатаны в крупных торговых городах: «Тфиллот га-моадим», изданный в Амстердаме в 1740 году, Махзор 1737 года из Гамбурга и «Тфиламе-коль шана» из Амстердама 1755 года. Неудивительно, что именно на пересечении торговых путей возникали еврейские типографии и публиковались подобные книжки в мини-формате: еврейские купцы часто оказывались вдалеке от дома, а небольшие книжки хорошо продавались, поскольку были удобны в перевозке.

Еще три молитвенника на выставке напоминают об интересных страницах истории еврейского книгопечатания на территории Российской империи в XVIII-XX вв. Это «Махзор: хелек хамиши, хаг Шавуот» (Вильна, 1902), «Сиддур Шеар га-Шамаим» (Варшава, 1882) и «Сиддур тфила ке-минхаг Сфарад: хелек ришон» (Перемышль, 1892). После завершения наполеоновских войн по решению Венского конгресса к России отошла часть герцогства Варшавского, где проживало около 200 тысяч евреев. На этой территории действовали еврейские типографии с вековыми традициями, а теперь появились новые, в том числе в Вильно и Варшаве. Книги на выставке были изданы именно в таких местах.

Своеобразным комментарием к изданиям служат артефакты из фондов Еврейского музея, относящиеся к разным периодам XIX века: праздничный ритуальный рог шофар, декоративная тарелка из Польши с редкой надписью на западном идише, серебряный стаканчик и портретные изображения раввинов, которыми часто украшали дом. Без этих предметов невозможно представить ни один еврейский праздник с молитвой.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось

События в этом месте

Мастер-класс «Как эмоциональный интеллект влияет на развитие ребенка»
до 15
февраля
21:00
Мастер-классы
Бесплатно
Психологи и педагоги помогут родителям разобраться в вопросах воспитания и...
Еврейский музей и центр толерантности

Смотрите также

Спектакль «Восемь любящих женщин»
до 30
марта
21:50
Литература
от 200 руб.
Классическая детективная история Робера Тома.
Государственный академический Малый театр России - Сцена на Ордынке
Спектакль «Правда − хорошо, а счастье − лучше»
до 30
марта
21:45
Комедия
от 200 руб.
Комедия в четырех действиях по пьесе А. Н. Островского.
Государственный академический Малый театр
Спектакль «Ревизор»
до 23
марта
22:45
Комедия
от 300 руб.
Комедия в пяти действиях по пьесе Н. В. Гоголя.
Государственный академический Малый театр