Выставка «Мастер бытового жанра»
Владимир Егорович — признанный мастер бытового жанра. Родился он 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец, Егор Маковский, был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К.Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил своё призвание.
Первые уроки живописи Маковский брал у В.А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас».
В своих многочисленных полотнах В.Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображённые на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.
В 1870 г. художник выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».
Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приёмной у доктора» и «Любители соловьиного пения».
Часто художник посвящал свои композиции различным социальным типажам. Таковы картины «Церковный сторож», «Шарманщик», «Игра в бабки».
Самые качественные свои картины Маковский написал в 1880-1890-х гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка». В 1893 г. художник был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург.
С годами в творчестве мастера чётко проступили симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. В числе этих произведений — картина «Вечеринка», где впервые средствами живописи был изображён революционный кружок, который буквально у нас на глазах из дружеской компании превратился в группу, собравшуюся для обсуждения серьёзных вопросов.
Тема была продолжена в картинах «Осуждённый», «Оправданная», «Допрос революционерки».
Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище». Совершив в 1896 г. поездку на Волгу, художник написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького.
Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одарённость в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Лёгкий штрих, мягкая растушёвка отличают эти рисунки.
С особой любовью иллюстрировал он произведения Н.В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мёртвые души». К иллюстрированию «Мёртвых душ» Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.
Свыше четырёхсот картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет её истории.