Выставка «Зима веселью не помеха»
В читальном зале отдела изоизданий РГБ открыта выставка «Зима веселью не помеха». Среди экспонатов — практически неизвестные широкой публике плакаты довоенной поры.
«Зимний спорт укрепляет здоровье и дает культурный отдых», — так утверждает представленный на выставке плакат 1938 года, призывая покупать «в сельмагах, раймагах, культмагах Потребкооперации коньки, лыжи, хоккей, санки и другие спортивные товары». Другой плакат — реклама Первого всесоюзного лыжного кросса профсоюзов, состоявшегося 18–24 января 1939 года. Действительно, в это время в стране велась целенаправленная работа, связанная с развитием любительского и профессионального спорта.
С 1920-х годов повсеместно проводились легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и конькобежные соревнования.
Организованные занятия физкультурой и спортом проводились в двух основных направлениях — обязательном и добровольном. Желающие могли организованно заниматься спортом в свободное от работы и учебы время, посещали учебно-тренировочные занятия и участвовали в спортивных соревнованиях. Эта массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводилась физкультурно-спортивными организациями профсоюзов, некоторых министерств и ведомств, а также ДОСААФ СССР.
Результаты были впечатляющими: в конце 1980-х годов в СССР работало пять с половиной тысяч детско-юношеских спортивных и спортивно-технических школ, свыше ста школ высшего спортивного мастерства, к концу 1970-х годов было подготовлено 117 тысяч мастеров спорта.
Расцвет профессионального спорта был невозможен без развития любительского. Московские парки отдыха активно вовлекали в него своих посетителей. Свидетельством чему представленные на выставке плакаты, которые так и назывались: «Зима 1936–1937 гг.», «Зима 1940–1941 гг.».
Деятели культуры не остались в стороне от спорта. Футуристический рисунок плаката «Полет на санях» (1936) изображает воронежского дрессировщика-укротителя, воздушного гимнаста и акробата Александра Толстых. В 1930-х годах он подготовил номер «Полет на санях». Единственный в своем роде аттракцион был поистине уникален в СССР по своей сложности и степени риска. Высоко над ареной устанавливали платформу. От нее почти отвесно вниз спускалась горка, которая оканчивалась трамплином. Артист садился в тяжелые сани, они летели с площадки вниз, подскакивали на трамплине и пролетали сквозь висящие над манежем два кольца, замкнутые под прямым углом. Проскочив между стальными обручами, сани с «пилотом» приземлялись на растянутую сетку. Разумеется, никакой страховки. Стоит ли говорить, что каждое удачное приземление становилось для артиста поистине новым рождением.
Автолитографии, открытки, офорты и линогравюры, представленные на выставке, рисуют зимнюю идиллию, исполненную тепла, несмотря на изображаемый мороз: девочек-фигуристок на дворовом катке, укутанных по уши детей в санях, игру в снежки, лепку снеговика.