Спектакль «Вампука, невеста африканская»
Происхождение принцессы Вампуки покрыто мраком. Само имя пришло из поздравительного хора, в котором были слова «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим», но кто и кого поздравлял — здесь историки расходятся во мнениях.
В 1900 году князь Михаил Николаевич Волконский напечатал в газете «Новое время» «образцовое либретто для оперы» под названием «Вампука». Восемь лет спустя на пьесу Волконского-Манценилова обратил внимание Владимир Георгиевич Эренберг, который сотрудничал с едва появившимся в Петербурге театром «Кривое зеркало». С текстом «Вампуки» в руках он прибежал к основателям кабаре критику Александру Рафаиловичу Кугелю и актрисе Зинаиде Васильевне Холмской и заразил их своей идеей. 17 января 1909 года труппа «Кривого зеркала» сыграла премьеру в доме княгини Юсуповой на Литейном. Эренберг так боялся провала, что загримировался до полной неузнаваемости.
Дальнейшая судьба «Вампуки» — история оглушительного успеха. Месяцами эта пародия сразу на все оперы шла ежедневно. В мае «Кривое зеркало» отправилось на гастроли в Москву. Там «Вампука» тотчас оказалась гвоздем программы. Города замелькали один за другим: Киев, Одесса, Херсон, Николаев, Елисаветград, Екатеринослав, Кременчуг, Полтава, Харьков, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Саратов, Воронеж, Самара, Симбирск, Казань, Нижний Новгород… И это лишь в первый сезон! Не везде публика понимала, что ей показывают пародию. Многие думали, будто видят настоящую оперу, только очень плохую, и обзывали столичных гастролеров хулиганами и мошенниками.
Благодаря «Вампуке» театр-кабаре поднялся на ноги и даже стал респектабельным. Летом 1910-го под впечатлением от гастролей в Киеве и Одессе рецензенты назвали «Вампуку» «бессмертной» и даже «классической», а 6 ноября того же года «образцовая опера» прозвучала со сцены Мариинского театра!
Постановка Дмитрия Бертмана «Вампука, невеста африканская» — иллюстрированная азбука режиссуры, высмеивающая оперные штампы. Премьера спектакля состоялась 1 апреля 2005 года в Центре оперного пения Галины Вишневской. К своему 20-летнему юбилею театр «Геликон-опера» представил обновлённую версию этого оперного анекдота.