Концерт «Бенефис альта. Три Гарольда»
Юрий Башмет, выдающийся музыкант современности, предстает в различных творческих ипостасях: как солист, дирижер, но, прежде всего, как музыкант, своим исполнительским искусством вдохновивший современных композиторов на новые сочинения, колоссально расширивший альтовую музыкальную литературу. А еще как неутомимый борец, искатель, подвижник и просветитель, неисправимый романтик, соединяющий старое и новое, классическое и современное в нерасторжимое единство.
Быть может, именно потому ему так близок байроновский образ Гарольда. Эта фигура романтического героя — вечного странника, тщетно ищущего покоя в себе и в окружающем мире, — станет драматургическим стержнем концерта, опирающимся на одну из жемчужин башметовского репертуара — симфонию для солирующего альта и симфонического оркестра Берлиоза «Гарольд в Италии». Полтора века спустя уже современные композиторы обращаются к образу этого романтического героя. Оба произведения — и камерный And Harold again композитора Олега Фельзера, и написанная специально «в пару» к симфонии Берлиоза одночастная симфония-баллада «Гарольд в России» Александра Чайковского — имеют солирующую партию альта и содержат цитаты и аллюзии из «Гарольда в Италии».
По сравнению с более обобщенным произведением Фельзера, симфония А. Чайковского позволяет представить «Гарольда в сегодняшней России». «С одной стороны, — говорит автор, — он попадает в жесткие ситуации, с другой стороны, он продолжает петь о красоте жизни и о том, что мы все хотим счастья…»
Дирижер и солист — Юрий Башмет (альт). Дирижеры: Денис Власенко, Александр Чайковский.
В программе:
- А. Чайковский (симфония-баллада «Гарольд в России» для солирующего альта с оркестром);
- Фельзер (…And Harold Again для камерного оркестра и альта);
- Берлиоз («Гарольд в Италии» — симфония для солирующего альта с оркестром).