Спектакль «Понтий Пилат»
Кто не помнит знаменитую фразу, которой начиналась не горящая в огне рукопись булгаковского Мастера: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»? Кто не знает, чем обернулась в тот весенний день встреча римского прокуратора и бродячего проповедника Иешуа для всей истории человечества? Кто не размышлял над восклицанием Пилата: «Я умываю руки!»?
История о человеке, который своим приказом послал на смерть спасителя мира, не давала покоя многим писателям и мыслителям. И причина проста: это событие вне времени, оно на все времена, оно вечно.
В пьесе Алексея Шманова рассказывается о том, как жил Пилат через несколько лет после казни и воскресения Спасителя, как пытался он справиться с бременем судьбы и насколько ему это удалось. Создатели спектакля, режиссёр и сценограф, разрывают линейное представление о времени. Выбор Пилата и его раскаяние разыгрываются в пространстве, в котором угадывается нерадужное будущее человечества — возможно, после глобальной катастрофы. Но люди — всё те же, и сомнения их — всё те же. И всё так же они жаждут встречи с истиной. И всё так же нуждаются в уроках Спасителя. Всё возвращается на круги своя, сколько бы веков ни минуло, — такое вот философское рондо.
Немудрено, что вновь в жизни Понтия Пилата появляется Он. Ведь раз увидевший Его и говоривший с Ним будет в душе беспрестанно просить о новой встрече. А просящему, как известно, будет дано.