Концерт «Weekend с клавесином»
Музыка полнее раскрывается при исполнении на тех инструментах, для которых она создавалась. Клавесин вовсе не является прообразом фортепиано — это особый, неповторимый клавир. И точно так же, как произведения Листа, Чайковского, Скрябина, Рахманинова никогда не дадут полнозвучия на клавесине, так и сочинения Рамо и Куперена на фортепиано теряют половину своего обаяния.
Ни с чем не сравнимый, изящно-грациозный, «хрустальный» звук клавесина в последнее время все чаще открывает музыкантам и публике истинное звучание старинной музыки. Искусство игры на нем мало знакомо в Екатеринбурге — главным образом потому, что достойный инструмент появился в городе совсем недавно.
В Свердловской филармонии — точная копия старинного французского клавесина мастеров Бланше 1730 года, изготовленная в Праге одним из лучших современных мастеров, финном Юккой Олликой. Новый инструмент точно воспроизводит его особенности: украшен живописью и резьбой по дереву, имеет два мануала, три регистра и лютню. Это наилучший выбор для представления максимально широкого спектра европейской клавесинной музыки.
История клавесина насчитывает около пяти столетий, в течение которых на нем играли не только музыканты, но и представители королевских фамилий. Он был непременным атрибутом дворцов, занимал почетное место в личных покоях и парадных залах, со временем появился во всех богатых домах. Его изготавливали из самых драгоценных пород дерева, инкрустировали бронзой, слоновой костью и золотом, а клавиши покрывали самоцветными пластинками. Его стенки и крышки расписывали модные салонные живописцы. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогим, ценимым и почитаемым. Роскошный вид клавесина заставлял придворных с уважением относиться и к исполняемой на нем музыке. Эксклюзивность и элитарность — качества, которые он пронес через века.