Выставка «Избирательное сродство»
Название выставки отсылает к наследию Иоганна Вольфганга Гете. В его одноименном романе эмоциональная жизнь людей оказывается частью природных процессов, социальные противоречия находят свое объяснение в натурфилософии, а возвышенные страсти — в химии элементов. Эти романтические представления об органическом единстве мира сегодня вновь становятся актуальными.
Почти все участники «Избирательного сродства» начали свой творческий путь с понимания искусства как целостной творческой практики, в которой нет более различений на жанры и виды, как и нет отграничения самого искусства от других форм познания, в том числе и от непосредственного опыта существования.
Искусство открыло для себя схожесть динамики социальной и органической, урбанистической и растительной. Вновь, как в донаучном и дорациональном знании, микрокосм и макрокосм воспроизводятся друг в друге, нерасторжимыми оказываются имя и явление, идея и феномен, число и вещь, мир отныне управляется не законами, а ритмом и звуком. Лишенными различений оказываются в этой новой картине мира предметы и время: настоящее узнает себя в прошлом, а за единичностью частных вещей проступает всеобщность материи.
Так человечество находит себя в материальном единстве мира, в бесконечности его проявлений.
Художники: Александр Жоли (Швейцария), Кристиана Лёр (Германия), Элизабетта Ди Маджио (Италия), Алмагуль Менлибаева (Казахстан), Вадим Фишкин (Словения-Россия), Кэти Хольтен (Ирландия), Аттила Чёргё (Венгрия)
Выставка входит в программу 1-й сессии междисциплинарного проекта «Удел человеческий». Художественный руководитель проекта — один из самых авторитетных российских специалистов в области современного искусства — куратор и теоретик Виктор Мизиано. Идея проекта исходит из предположения, что человек и его место в мире XXI века сегодня вновь становится одной из центральных культурных проблем. Художники и мыслители начинают возвращаться к темам памяти и травмы, корней и бездомности, биографии и судьбы, надежды и любви, веры и верности.