Выставка «Серебро Бурятии»
В Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открылась выставка «Серебро Бурятии», где представлены произведения XIX-ХХ веков из Серебряного фонда Национального музея Республики Бурятия. Экспозиция представляет собой символическое пространство юрты по принципу основного деления на мужскую и женскую половины.
Открывает экспозицию витрина, в которой выставлены украшения конской упряжи и седло. Бурятские мастера (дарханы) всегда уделяли большое внимание изготовлению и украшению конского снаряжения. Заказ на седло со стременами или другие элементы упряжи считался для мастера почетным. В давние времена снаряжение охотника-воина состояло из колчана и налучника, позднее их заменили нарядно украшенный нож и огниво. Бурятский фольклор придавал ножу значение оберега от всего злого, а огниво символизировало приобщение к стихии огня, очищение. Когда в семье рождался мальчик, было принято дарить мужские принадлежности: нож в ножнах, лук со стрелами, седло, чтобы защитить наследника рода от нечистой силы, пожелать ему богатства и благосостояния.
Женская половина познакомит посетителей с классическими женскими украшениями бурят забайкальского региона XIX-ХХ веков, отличающиеся богатством ассортимента прикладного назначения — различные накладки, обойки для волос, вариативное многообразие височно-нагрудных, нагрудных, наплечных, поясных украшений, колец, серег и браслетов, а также комплекс костюма с украшениями женщины из племени сартулов. Человек, надевавший на себя полный комплект украшений, обретал внутреннее достоинство, ощущал себя центром вселенной. Декоративные предметы прикладного назначения, которые бытовали в хозяйстве бурят, исполнены технически безупречно и с большим художественным вкусом.
Как продолжение традиций ювелирного искусства XIX века, на экспозиции представлены авторские произведения знаменитых чеканщиков I половины ХХ века: Г. Тубшинова, Л. Гожоглоо, Д. Чагдурова, С. Санжиева, Д. Бадмаева, Ц. Нимаева, Р. Нохорова. Произведения современных мастеров (Б. Жамбалова, Б. Базарова, Ж. Эрдынеева, В. Бадмаевой, В. Цыжибона) характеризуются гармоничным синтезом современной функциональной необходимости и традиционной архитектоники, и декора.
Экспозиция дополнена уникальными фотографиями конца XIX века и самобытными орнаментами первого профессионального бурятского художника Ц. Сампилова.