Выставка «На платьице чудесные узоры…»
В музее-заповеднике «Тарханы» в предбальном зале размещена новая выставка «На платьице чудесные узоры…». Уже название выставки говорит о том, что она посвящена нарядам, точнее — моде лермонтовского времени. Действительно, основу выставки «На платьице чудесные узоры…» составляют картинки парижских мод, которые были необыкновенно популярны в светском быту первой половины XIX века.
Во времена Пушкина и Лермонтова мода — «престол которой в Париже» (Ф.Ф. Вигель) — диктовала российским модницам свои законы. Журналы без модных страничек продавались хуже, чем те, в которых публиковались модные картинки. Например, «Московский телеграф» не только прикладывал к каждому номеру картинку, но и рассказывал о новых модных тенденциях. Так, в 1829 г. один из журналов советовал: «Рукава будут ужасно широки. Купив сколько нужно на целое платье, не забудьте купить столько же на пару рукавов». В другом журнале сообщалось: «Веера в страшной моде: обыкновенно дамы носят их за поясом».
Другая необходимость — маленький альбом, в котором записывают ангажированье: это записка победы». (Ангажированье — это приглашение на танец). С особым пристрастием светские дамы изучали новые веяния в бальных нарядах. Бальный наряд отличался особой тщательностью и продуманностью. Лермонтов, рассказывая о княгине Лиговской в одноименном романе, пишет: «…От этого бала зависел успех ее в модном свете… некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок мог навсегда разрушить ее будущность». А вот и картина светского бала в передаче поэта: «…о! дамы были истинным украшением этого бала, как и всех возможных балов!.. сколько блестящих глаз и бриллиантов, сколько розовых уст и розовых лент… чудеса природы и чудеса модной лавки… волшебные маленькие ножки и чудно узкие башмачки, беломраморные плечи и лучшие французские белилы <…> — в моих понятиях, женщина на бале составляет с своим нарядом нечто целое, нераздельное, особенное…».
На картинках парижских мод можно видеть дам в роскошных бальных платьях или в визитных и уличных нарядах. Их платьям соответствуют высокие прически, украшенные перьями, цветами, лентами или головные уборы: береты, шляпки, чепцы, тюрбаны — все очень пышно и далеко не просто в изготовлении. М.Ю. Лермонтов, признавал, что «наряды необходимы счастью женщины, как цветы весне».
Посетителям выставки «На платьице чудесные узоры…» небезынтересно будет увидеть въявь и модные предметы светского быта первой половины XIX века: целую коллекцию вееров, «маленький альбом для ангажированья», лайковые женские перчатки, флаконы для духов и многое другое. Представлены также несколько номеров журналов «Московский телеграф» и «Дамский журнал» 1820-х-1830-х годов, модные картинки из которых отчасти послужили к созданию этой выставки.