Юбилейный вечер Леонида Десятникова
Знаменитый российский композитор Леонид Десятников свой собственный стиль определяет как «преображение банального, минимализм с человеческим лицом», а свой любимый жанр — как «трагически-шаловливую вещицу». Многие из этих «вещиц», впрочем, правильнее было бы назвать «вещами» — и поставленную в Большом театре оперу «Дети Розенталя», завоевавшую в 2006 году «Золотую маску», и балет «Утраченные иллюзии», и произведения для симфонического оркестра и хора. Десятников регулярно сочиняет для кино, признаваясь: «Много пишу на заказ. Приятно сознавать, что это кому-то нужно. Это потребность в любви, которая выражается так опосредованно».
На юбилейном вечере композитора прозвучат сочинения разных лет. У каждого из них — своя история и своя художественная «изюминка», но есть и общий знаменатель. Музыка Десятникова, современная по своей сути, постоянно вступает в диалог с классическим музыкальным наследием, дает новые версии «вечных» образов, собственные комментарии к ним — будь то «Зимний путь» Шуберта («Как старый шарманщик…») или «Лебедь» Сен-Санса, «в сторону» которого композитор, на манер Марселя Пруста, влечет нас в бесконечном потоке времени.
Критик Дмитрий Ренанский как-то заметил: «Для академической музыки 1990-х фигура Десятникова стала таким же символом как фигура Шостаковича для музыкальных 1950-1970-х, а Шнитке — для 1980-х. Если бы Десятникова не было, его нужно было бы придумать: лучшую кандидатуру на роль культурного героя от музыкального цеха трудно было бы представить». Справедливость этой оценки смогут оценить и слушатели Дома музыки.