Онлайн-беседа: «История русских музыкальных инструментов»
Событие завершилось
6+
История создания
русских музыкальных инструментов Первые народные музыкальные инструменты
возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. У многих народов
происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками ГРОЗ, ВЬЮГ
и ВЕТРОВ. Если обратиться к устному народному творчеству, то можно обнаружить в
русских сказках, что: на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не
устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни
поют, заставляют плясать без отдыха. Что же такое музыкальные инструменты? В
музыкальном словаре дается такое определение: «Музыкальные инструменты — это
инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и
фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов».
Природа всегда была для человека учителем. Познавая природу, изучая её законы,
он учился использовать их. Так возникли музыкальные инструменты. Первый
музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком.
И этим инструментом был сам человек. У человека есть голос, который может
издавать певучие звуки разной высоты. А для того чтобы мелодия звучала
ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в
ладоши, притопывания — чем не ударные звуки? Поэтому древнейшими музыкальными
инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно
передать ритм танца. Из книги «Рассказы о русских народных музыкальных
инструментах» я узнал, что раньше всех появились ударные инструменты — конечно,
самые простые. Затем — духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и
кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные
инструменты, а позже всего — смычковые. Вполне может быть, что древний человек,
затаившийся на болоте в зарослях камыша, услыхал звук, который не был похож ни
какие другие. Может быть, этот звук удивил охотника, и он задумался о его
происхождении. А через много веков древние сделали открытие — появился свисток.
Если мы заблудимся в лесу или в горах, а друзья где-то поблизости, мы
прикладываем ладони ко рту и кричим «Ау!». И если нас слышат, то тоже
прикладывают руки ко рту и кричат «Ау!». Руки прикладывают ко рту, чтобы было
далеко слышно, ладони направляют звук. Древние охотники, пастухи и воины,
словом, все те, кому надо было общаться на расстоянии, заметили эту
особенность. Но голосовые связки — довольно хрупкий инструмент. В туман, в
мороз и ветер они могут просто отказать. А нельзя ли заменить голосовые связки
губами? Или какой-нибудь пластинкой или тросточкой? Оказалось что можно. Если
на дне раструба поместить мундштук — то это горн или рожок. А если колебание
создает тростинка или пластинка, то это брёлка, жалейка, зурна. А название у
них общее — духовые инструменты. И так к группе духовых музыкальных инструментов
относятся все те музыкал ьные инструменты, звук в которых образуется при помощи
воздуха. Как управлять этими звуками, подсказала сама природа: ветер свистел,
заставлял дрожать и колебаться различные предметы, усиливал и разносил звуки,
издаваемые другими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в
большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша
раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности
духовых инструментов. Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с
охотничьим луком. В самом деле, если отпустить тетиву лука, она запоёт. А если
натянуть на лук несколько струн, — получится арфа. Видимо древний охотник
заметил, что разные луки поют по-разному. Одни выше, другие ниже. Можно было сделать
несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх
звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает
музыкальный инструмент.
Смотрите также