Спектакль «Лазарь, или торжество воскрешения»
Над оперой «Лазарь, или торжество воскрешения» Шуберт работал в январе−апреле 1820 года. Библейский сюжет, повествующий о чудесном воскрешении юноши, оказался мистически связанным с историей «воскрешения» самого произведения.
При жизни Шуберта никто, даже близкие друзья, не подозревали о существовании этого сочинения. Рукопись была обнаружена его братом Фердинандом лишь после смерти композитора. Она оказалась незаконченной: из предполагавшихся трех актов Шуберт написал неполных два, повествующих о смерти Лазаря и положении его в могилу. Третий же акт — собственно воскрешение — Шуберт даже не начал.
Первое исполнение неоконченного «Лазаря» состоялось под управлением Фердинанда Шуберта спустя два года после смерти автора в пасхальное воскресенье 1830 года в церкви Св. Анны в Вене.
В 1994 году руководитель Баховской Академии в Штутгарте Хельмут Риллинг предложил дописать «Лазаря» одному из крупнейших русских композиторов второй половины ХХ века Эдисону Денисову.
Премьера завершенного «Лазаря» с большим успехом состоялась в 1997 году под управлением Х. Риллинга в рамках мероприятий к 200-летнему юбилею композитора.
В основе сюжета оперы лежит рассказ о чудесном воскрешении Иисусом Христом Лазаря из Вифании, который описан в Евангелии от Иоанна. Либреттист А.Г. Нимейер значительно расширил повествование на счет поэтических размышлений героев оперы о смерти и жизни, страхе и вере. Он также вводит персонажей, которые упоминаются в Новом завете, но отсутствуют в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна: Симон, Нафанаил и Емина.
«Лазарь» — опера уникальная: сложно найти другое сочинение, которое две трети действия повествует о смерти, но наполнено таким светом!
Это музыка не о мраке и страданиях, а о вере и радости. Оперу пронизывают удивительно красивые мелодии (объединяющие простоту песни, театральность оперы и возвышенность мессы), инструментовка прозрачна, среди солистов нет низких голосов, а мажор лишь изредка уступает место минору. Все это создает ощущение внутреннего света — духовного, божественного — который излучает вся опера. Ведь свет, истинная красота и гармония — идеалы, которым всю жизнь были верны и Шуберт, и Денисов.