Выставка «Живописная живопись»
Накануне Нового 2016 года в абрамцевском музее планируется открытие уникальной выставки. Около пятидесяти живописных полотен и графических листов мастеров основной группы (ядра) творческого объединения «Бубновый валет» будет экспонироваться в залах отдела «Русские художники XX века в Абрамцеве». Работы 1910-1920-х годов П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Рождественского, а также художников — экспонентов выставок общества Н.А. Удальцовой, О.В. Розановой, Е.С. Потехиной.
Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». Смысл этих понятий заключался в стремлении использовать возможности живописной пластики, не допуская ее подмены средствами других видов творчества.
Отсюда название выставки «Живописная живопись». В метафорическом определении Роберта Фалька — ироничном и серьёзном одновременно — отражена суть творческого метода «бубновых валетов»: работа пространственным цветом, восприятие картины как пластического события, живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства.
«Бубновый валет» — название, придуманное Михаилом Ларионовым для выставки 1910 года и принятое в 1911 году учредителями общества (Ларионов от вступления в него отказался). Озорное с виду, по признанию Ильи Машкова, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости. Позднее, с угасанием эпатажных интонаций в искусстве «валетов», оно стало трактоваться ими в более мирном ключе — по их словам, «на языке гадалок оно означало молодость и горячую кровь».
Что связывает «бубновых валетов» с Абрамцевом? Так называемая «дачная» жизнь — свободная, размеренная, лирическая. На протяжении первой половины XX века Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Надежда Удальцова приезжали в это творчески намоленное место за цветовыми событиями и умиротворением. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской живописью, но все же «насквозь русские», по признанию художественного критика А. Фёдорова-Давыдова. Иначе в Абрамцеве быть не могло.
На протяжении 1970-1990-х годов в музей передавались и им приобретались картины и графические листы художников «Бубнового валета». Собранный материал позволил в 1988–1989 годах провести в Абрамцеве выставку картин, несколько неожиданную для зрителей.
Сложившаяся коллекция даёт представление о творческой «трансформации» каждого мастера внутри означенного периода и динамике групповых исканий. Что касается динамики, то, по определению историка искусства И. Вакар, «всю стилевую эволюцию «Бубнового валета» на протяжении 1910-х годов можно описать — буквально — в двух словах: от «примитивизма» к «сезаннизму».
В основе стилистического своеобразия произведений художников «Бубнового валета» и их относительного стилевого единства как объединения лежит художественный опыт — неформальный, базирующийся на увлечённости эпохой и понимании вневременных основ творчества. Уникальность проекта — в абрамцевском фокусе. Художники первой волны русского авангарда в Абрамцеве нашли камерные мотивы, однако их пластическое воплощение не было традиционным. Новое художественное сознание диктовало новые художественные формы и решения. Что и демонстрирует выставка.