Экспозиция «История Симбирской чувашской учительской школы»
Первая научная концепция экспозиции музея была написана еще в 1989 году сотрудниками Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» М.Х. Валкиным, Н.П. Земсковой и А.Л. Щеколдиной. С тех пор прошло немало лет, за которые к идее создания документальной экспозиции возвращались не раз. Менялось время, менялось содержание и концепции. В последнем ее варианте сотрудники музея, работающие сегодня, попытались соединить идеи первых авторов и совершенно новые, не встречающиеся прежде. Главная идея новой экспозиции — раскрыть историю Симбирской чувашской учительской школы — детища Ивана Яковлевича Яковлева, сыгравшей ни с чем несравнимую роль в просвещении чувашского народа, в формировании его как нации.
В центре внимания — личность, которая во все времена и в любом деле имеет большое значение. И.Я. Яковлев — яркий пример человека, сумевшего добиться поставленной цели и осуществить, казалось бы, невозможное: пройти путь от простого безграмотного чувашского мальчика-пастушка до образованного, признанного зарубежной и российской общественностью педагога, отмеченного многочисленными регалиями и наградами. Люди, события, случайные встречи, которые сыгравшие немаловажную роль в судьбе Яковлева и помогли ему в достижении поставленной цели также стали предметом нашего осмысления.
Сотрудники музея располагали богатым документальным материалом, который хранится в архивах Чувашии, Татарстана и Ульяновской области. Каждый документ в экспозиции — это не только подтверждение важных событий, фактов из жизни И.Я. Яковлева, но и характеристика черт его характера. Немаловажной задачей было рассказать о «живом» человеке, который может быть разным: сильным и слабым, усталым, обиженным, чувствительным и непримиримым, избегая такой оценки, как «великий», за которой часто скрывается сам человек и возникает идол, не терпящий по поводу себя критических оценок.
Все тематические разделы экспозиции предваряют слова из воспоминаний И.Я. Яковлева, которые «ведут» посетителя по страницам его жизни, наиболее точно отражая отношение самого Яковлева к тому или иному периоду его деятельности.
Говоря о художественном решении, а точнее о сочетании трех цветов: красного, черного и белого, отметим не случайность такого выбора. Эти цвета являются самыми древними в искусстве вышивки. Каждый цвет и сочетания цветов употребляются как символы, как какого-либо понятия выражение. В творчестве чуваш и, и других народов, цвет красный — это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет — цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует начало жизни, возрождающее начало. Белый цвет — признак чистоты, правдивости, мудрости.
Эти цвета проходят через все четыре зала новой экспозиции и выступают как вспомогательное средство для восприятия ее содержательной части: силы народных традиций, жажды жизни, проявления силы и стойкости в сложные для И.Я. Яковлева и его школы годы, чистоты помыслов и мудрости, заключенной в тексте Духовного завещания Яковлева своему народу.
Первый зал расскажет о детстве Вани Яковлева и первых годах его обучения. Посетители станут свидетелями той жизни, которая проходила на глазах чувашского мальчика, его первых наблюдений и размышлений над судьбой своего народа. С помощью интерактивной бочки, наполненной «водой», способной хранить информацию, каждый посетитель может потревожить с помощью руки гладь воды и посмотреть картинки воспоминаний из далекого детства Вани Яковлева: чувашскую скудную пищу, изображения языческих божков, хранившихся в доме, деревенские пейзажи, чувашские хороводы, наблюдения за которыми были одним из немногих развлечений в детские годы.
Второй зал повествует о сильной и яркой личности, об основных этапах деятельности И.Я. Яковлева: о поступлении в университет и гимназию, о создании алфавита и первых учебных книг на чувашском языке, об инспекторской и общественной деятельности. Каждый этап — это стремление к цели, в достижение которой помогала вера и огромное трудолюбие. Современное мультимедийное оборудование дает возможность воспользоваться картой-схемой Симбирска-Ульяновска и города «пройти» по адресам всех частных квартир школы гимназиста Ивана Яковлева, узнать о количестве учеников в школе в разные годы, о ее первом официальном учителе. Юные посетители смогут поиграть в «Говорящий алфавит»: узнать историю создания чувашского алфавита, отгадать загадки, составить, написать и повторить несложные чувашские слова, смысл которых близок каждому человеку.
Третий зал рассказывает о жизни и деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы с 1914 по 1928 год. «Кабинет» позволит «остаться наедине» с самим И.Я. Яковлевым и полистав страницы медиакниги, прочитать послушать письма Яковлева и сыну Алексею, наброски написанных им любовных стихов, его детские сказки и рассказы, текст Духовного завещания. Особую эмоциональную нагрузку несут видеокадры документальной хроники, запечатлевшие И.Я. Яковлева в последние годы жизни.
Неповторимую атмосферу Симбирской чувашской учительской школы — расписания занятий, ученические тетради, отчеты об экскурсиях и программы литературно-музыкальных вечеров и многое другое — передает четвертый зал. Именно в стенах этой школы рождались национальный театр, музыка, изобразительное искусство, литература. Данные факты подтверждают документы и произведения талантливых выпускников, представленные в этом зале.
Здесь можно побывать на киносеансе, где будет демонстрироваться фильм, позволяющий вернуться на много лет назад и шаг за шагом «пройти» по территории комплекса Симбирской чувашской школы и «заглянуть» внутрь зданий, став свидетелями жизни этого учебного заведения. Самое ценное для сотрудников музея в этом фильме — воспоминания выпускников о годах учебы в педагогическом училище им. И.Я. Яковлева, закрытого в 1956 году (последние годы так называлась бывшая Симбирская чувашская учительская школа).
Новая экспозиция — дань уважения великому просветителю, его соратникам и друзьям, попытка осмыслить и сделать доступным для широкого зрителя жизнь и деятельность И.Я. Яковлева.