Опера «Сельская честь»
Итальянский композитор Пьетро Масканьи вошел в историю музыки как автор одного произведения. Премьера «Сельской чести» сделала никому неизвестного, провинциального дирижера европейской знаменитостью. В основу либретто оперы легла одноименная новелла итальянского писателя-реалиста Джованни Верга, которая была переработана в пьесу. В ней с триумфом выступала гениальная драматическая актриса Элеонора Дузе. Произведение привлекло композитора глубоким знанием жизни, яркой и убедительной драматургией. Композитору удалось перевести множество литературных коллизий в музыкальные. На сцене ожили не боги, не античные герои, которых предпочитали почти все тогдашние композиторы, а живые люди — эмоциональные итальянцы, современники Масканьи. Именно поэтому опера нашла так много почитателей и на родине композитора, и далеко за ее пределами.
Впервые в России она была показана в 1891 итальянской труппой для московской публики, а затем в Екатеринбурге любителями Музыкального кружка. На профессиональной русской сцене «Сельская честь» была впервые исполнена в сезоне 1892-93 в Казани антрепризой В. Петровского.
«Сельская честь» — опера без очерченных границ времени и пространства. Произведения такого рода вызывают горячие споры, а спор вокруг предмета искусства — свидетельство его остроты, новизны и жизнеспособности. Честь как таковая не может быть сельской. Она — критерий нравственности, формирующий, прежде всего, высокий уровень требований к себе. Ложные представления о чести становятся тем камнем, который бросают в «огород» соседа, чтобы вызвать ненависть. А ненависть ведет к убийству.