ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗЬМИН ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ
Событие завершилось
Родился 21 апреля 1913 года в
селе Нагорное ныне Саянского района красноярского края.
После смерти отца в 1920 году
семилетнему Георгию повзрослеть пришлось рано, надо было помогать матери. В 15
лет вступил в комсомол и был заводилой многих хороших дел в комсомольской
ячейке. Окончив семилетку в с. Рыбное, работал в колхозе, в 1930 году Саянским
РВК, был призван в ряды Красной Армии и направлен в Вольскую военную школу
авиационных техников, по окончании которой с 1932 года служил авиатехником в
Сибири и на Дальнем Востоке. Участник боев на реке Халхин-Гол летом 1939
года.
Мечта о небе не покидала,
и одновременно с работой Георгий оканчивает Канский аэроклуб и поступает в
Качинскую военную школу летчиков, которую успешно оканчивает в 1940 году.
22 июня 1941 года Георгий
Кузьмин встретил в должности командира звена 161 истребительного авиаполка и
уже 27 июня на истребителе И — 153 в шестом (за день!) вылете на прикрытие
наземных войск в районе города Лепель (западнее Витебска) сбивает сначала Ю-87
ведущего группы вражеских бомбардировщиков, продолжает воздушный бой с истребителями
прикрытия, атакует второй Ю-87. Кончился боекомплект, и, не выходя из атаки
Кузьмин идет на таран и бьет винтом по хвосту вражеского самолета. Второй
"Юнкерс" был сбит и, врезавшись в землю, взорвался на собственных
бомбах. Сам Кузьмин, смог благополучно вернуться на свой аэродром на
поврежденном самолете.
Удача
не всегда сопутствовала пилоту: так, 19 ноября 1941 года в районе Ельца в
воздушном бою с девяткой бомбардировщиков Ю-88 Кузьмин сбил два вражеских
самолета, но и самолет Кузьмина после попадания снаряда загорелся, и пилот с
большим трудом посадил горящий самолет на первой попавшейся ровной площадке.
Раненный в ноги попал в плен, но смог совершить побег из лагеря военнопленных и
почти месяц воевал, в партизанском отряде. После возвращения из — за линии
фронта в госпитале Кузьмину ампутировали ступню левой и треть ступни правой
ноги (последствия ранения и обморожения). Но мужественный летчик научился
ходить в специальной обуви и твердо
решил вернуться в строй. Мало того, — добившись разрешения на полеты, освоил
современные скоростные истребители МиГ — 3, Як — 7, Ла-5, Як-1, американскую
«Аэрокобру».
По
неизвестным теперь уже причинам командующий 2-й воздушной армией генерал
Красовский понизил ранг награды и капитан Кузьмин приказом по войскам
Воронежского фронта №035 от 14.08.1942 года
был награжден орденом Красного Знамени.
С ноября
1942 года капитан Кузьмин — командир
эскадрильи 239 ИАП 235-й истребительной авиадивизии 8-й Воздушной армии.
Дальше был
Сталинградский и Южный фронты, воздушные
бои, сбитые самолеты противника, потери друзей.
К февралю 1943 года под Сталинградом
капитан Кузьмин, совершил 270 боевых вылетов, в 90 воздушных боях сбил лично 15
и в группе — 6 самолетов противника. 10 февраля 1943 года командир 239 ИАП
майор Курочкин представил командира эскадрильи капитана Георгия Павловича
Кузьмина к присвоению звания Героя Советского Союза. Все вышестоящие инстанции
согласились, с мнением командира полка и Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 28 апреля 1943 г. капитану Кузьмину было присвоено Звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С мая 1943
года Георгий Павлович уже в звании гвардии майора и в должности
помощника командира полка по воздушно — стрелковой службе воевал в 9-м
Гвардейском истребительном авиаполке. 18 августа 1943 года — в День Воздушного
Флота СССР боевой вылет майора Кузьмина
оказался последним. В этот день гвардейцы несколько раз поднимались в воздух.
При сопровождении штурмовиков гвардии майор Кузьмин, будучи ведомым у командира
полка в воздушном бою, прикрывая командира, сбил вражеский истребитель, но и
сам был подбит. Летчик пытался дотянуть, до линии фронта, но мотор заглох, и ему пришлось выброситься с парашютом. К
сожалению, шелковый купол парашюта загорелся, и гвардии майор Кузьмин погиб.
Окончательные результаты боевой деятельности
летчика-героя: 280 боевых вылетов, около 100 воздушных боев, лично
сбитых самолетов противника — 19, в составе группы — 4.
После
тяжелых ранений, несовместимых со
службой не только в авиации, но и в армии вообще, Георгий Павлович мог работать
в тылу, и в ряд ли кто мог попрекнуть
орденоносца, и инвалида войны за это, но
наш земляк не смог оставить фронт, пока шла война, явно считая, что «за одного
битого, двух небитых дают», и его боевой опыт,
и летное мастерство, еще пригодятся Родине.
В память о Георгии Павловиче Кузьмине на
родной земле в селе Рыбное установлен бюст, его именем названа улица в городе
Заозерном Красноярского края, где установлена мемориальная доска, и его имя
присвоено школе, в которой он учился (Рыбинская средняя школа). «Красноярским Маресьевым» называют
прославленного летчика-аса Георгия Павловича Кузьмина благодарные земляки. Имя героя Советского Союза Георгия
Павловича Кузьмина, носит улица в с. Нагорное,
Саянского района.
Сведения предоставлены организацией Саянский краеведческий музей и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Смотрите также