Выставка «Когда солнце в зените…»
Собиратели музейной коллекции знакомы с Ириной Александровной Старженецкой, лауреатом государственной премии и действительным членом Российской академии художеств, с конца 1970-х годов — с того времени, когда художница сразу заметно и неординарно заявила о себе. Её ранние произведения представлены в залах экспозиции «Русское искусство 2-й половины XX века» музея «Новый Иерусалим». С 1970-х до 2000-х годов Ирина Старженецкая проделала огромный путь, но во многом художница осталась верной самой себе: во всём её творчестве ощущается целостное поэтическое восприятие мира и проникновенная связь с природой.
На выставке «Когда солнце в зените…» можно будет увидеть работы Ирины Старженецкой последних лет.
Живописную манеру художницы трудно спутать с чьей-то ещё, но это не значит, что она следует заученным приёмам, — наоборот, как признается сама Ирина, «каждый раз начинаю сначала, от незнания; знание, уверенность в себе — погибель… Как выразить в живописи человеческие чувства, боль, страдание, любовь, радость? Это может быть ветвь дерева, дальний лес, облако, птица, поворот реки; весь мир в соединении с нашим сознанием. Цвет животворящий, цвет — воплощение бесконечности».
Объездив почти весь мир, Ирина со своим мужем скульптором Анатолием Комелиным предпочитает подолгу жить в Тарусе. Картины, которые можно увидеть на выставке, навеяны в основном её тарусскими впечатлениями.
Пятичастный полиптих «Когда солнце в зените…», давший название всей экспозиции, — результат этих впечатлений, точнее, суммы впечатлений, органично переплавленных в язык живописи. Сама художница уверяет, что она ничего не выдумывает в своих работах: ей все нужно увидеть наяву.
Но видение Старженецкой совершенно особое: оно не имеет ничего общего с обыденным. Леса, перелески, окские дали, цветы и, наконец, знакомые художнице люди, изображённые на её картинах, — всё это принадлежит не минуте, а вечности, всё напоминает о сотворённости прекрасного мира. Вероятно, такое видение и помогает Старженецкой справляться с непростыми для современного художника задачами: работать над росписью храмов и написанием икон.
Стоит отметить, что с 1989 по 2001 год Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин участвовали в оформлении внутреннего убранства храмов — Воскресения Христова в Тарусе и Вознесения Господня (Малое Вознесение) на Большой Никитской улице в Москве: Ирина выполняла живописную работу, Анатолий — работы по дереву и камню. Безусловно, это был важный этап в жизни художницы, по её словам, «работа в храме во многом определила и живопись на холсте, а также понимание мира как благодарственного псалма, праздника, чуда краткости момента в вечности».