Балет «Лебединое озеро»
«Лебединое озеро» — одно из самых фантастических и совершенных творений мирового искусства, без преувеличения, самый известный балет в мире. Само произведение считается общепризнанным шедевром мировой классики, одним из ярчайших достижений русской культуры. А Белый Лебедь стал образом русского балета, символом его красоты и величия.
Сейчас трудно поверить в то, что самый первый опыт постановки «Лебединого озера», состоявшийся еще при жизни Петра Ильича Чайковского, оказался неудачным. И только в конце XIX века, когда за спектакль взялся Мариус Петипа вместе с Львом Ивановым, балет вдруг словно пережил второе рождение, прозвучал по-новому, превратившись из немецкой эклектичной сказки в романтический балет с сильными эмоциями, которые волнуют публику сегодня так же, как сто пятьдесят лет назад, и завоевывают сердца новых поклонников по всему миру.
Версия Петипа-Иванова, которую зрители впервые увидели в Мариинском театре в 1895 году, считается классической и лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских.
На сегодня существует достаточно редакций этого балета, заслуживших авторитет и признание, но худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров, воспитанник Академии русского балета имени Вагановой, экс-премьер Мариинского театра и прямой наследник академических традиций императорского балета, конечно, не мог остановить свой выбор ни на каком другом варианте, кроме петербургского. Редакцию Константина Сергеева, основанную на хореографии Мариуса Петипа и Вячеслава Иванова, которую и сегодня можно увидеть на сцене Мариинского театра, на екатеринбургскую сцену перенесли балетмейстеры Дмитрий Корнеев и Ирина Иванова.