Спектакль «Сорок первый»
Зрители старшего поколения хорошо помнят экранизацию повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Ее создал режиссер Григорий Чухрай в 1956 году. Фильм стал жемчужиной советского кинематографа периода «оттепели», а на Х Международном кинофестивале в Каннах (1957 г.) ему была присуждена премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». В главных ролях снимались артисты Изольда Извицкая и Олег Стриженов, которые после выхода картины на экран стали настоящими звездами отечественного кино.
В России полыхает Гражданская война. На счету у лучшего снайпера отряда красноармейцев Марютки Басовой — сорок убитых белогвардейских офицеров. В сорок первого она промахнулась. Молодой поручик Говоруха-Отрок, направлявшийся с дипломатической миссией от Колчака к Деникину, захвачен в плен. В результате драматических событий — попытки прорыва красных к своим через пустыню, шторма на Аральском море — Марютка и Говоруха-Отрок оказываются выброшенными на остров. Здесь, под сенью небес, в окружении моря и песка, их настигнет любовь. Любовь нежданная, отчаянная и обреченная.
Трагический сюжет о том, как в страшных и кровавых жерновах Гражданской войны перемалываются судьбы двух молодых людей, будет в наши дни звучать особенно пронзительно и современно — в этом уверена постановщик спектакля, московский режиссер, заслуженная артистка РФ Елена Оленина.
Инсценировку повести Бориса Лавренева написал известный режиссер Иосиф Райхельгауз, а жанр спектакля режиссер определяет как рок-историю. Причем слово «рок» здесь может означать не только стиль, в котором выдержано музыкальное оформление спектакля (автор – заслуженный работник культуры РФ Руслан Родионов), но и неотвратимую судьбу героев, обреченных на гибель.
Над спектаклем также работали художник Марина Шепорнева, ассистент режиссера по пластике Александр Малахов, хормейстер Юлия Морева.