Выставка «Искусство навевать прохладу»
Выставка охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры XIХ-начала ХХ веков, давая возможность посетителям познакомиться с фондовым собранием музея А.С. Пушкина. Среди вееров, экспонирующихся на выставке, особую ценность имеет веер из семьи друзей А.С. Пушкина Нащокиных с «коллажем» из свободно скомпонованных гравюр из увража, посвященного фрескам Геркуланума и Помпей. К предметам пушкинского времени относятся самые ранние в коллекции brisé — складные веера без экрана, состоящие исключительно из пластин, украшенных резьбой, инкрустацией и в некоторых случаях росписью. Интересны два театральных веера-экрана 1810-х годов с шутливым текстом из французской песенки.
На выставке широко представлены веера 1840-1860-х годов в стиле маркизы Помпадур, который получил свое название благодаря обращению к искусству XVIII века — подражанию образцам 1750-1780-х годов. Это французские, итальянские и испанские веера, экраны которых украшены галантными и историческими сюжетами, сценами из народной жизни и пасторалями. Их остовы собраны из костяных или перламутровых пластин, инкрустированных золотой и серебряной фольгой, оттененной прорезным ажурным орнаментом. Отличительной особенностью изделий 1870-1880-х годов является сдержанный колорит, затейливое кружево, асимметричная цветочная роспись и вышивка, галантные сюжеты, легкая ажурная или рельефная резьба.
Неотъемлемой частью выставки являются произведения живописи и графики. Это парадные и камерные женские портреты в модных платьях с разнообразными аксессуарами: чепцами, воротниками, накидками и шалями. Выразительны виды Санкт-Петербурга и Москвы, «населенные» любопытствующей публикой, гуляющими на улице или собравшимися на парад людьми. Украшением выставки служат реплики исторических платьев, сшитых по «модным картинкам» 1820-х годов. Изображения сцен гуляний или съезда на бал, картинки из модных журналов, рекламные объявления, костюмы и веера создают пеструю и разнообразную картину дворянской и купеческой жизни в двух столицах.