Выставка Егора Кара-Мурзы «Театр, живопись, графика»
Сила искусства в том, что оно способно связать зримыми нитями время и пространство. Оно переносит нас из выставочного зала за тысячи километров, когда воображение, следуя за художественными образами, сажает нас в лодку на маленькой речушке Трубеж, что в Переславле-Залесском, а течение выносит лодку к стенам древнего Дамаска либо к левантийским берегам. Оказавшись перед картинами Георгия Кара-Мурзы, можно прийти и не к таким обобщениям. Обширная география — это всего лишь первый, явный слой его творчества. Уникальность художественного дарования для пейзажиста состоит не только в том, чтобы вызвать банальное узнавание некоторых фактов топографии. Важно не просто мысленно возвратиться в знакомое место, важно, чтобы образ разбудил те чувства, которые мы там переживали, чтобы мы заново ощутили явление нам этого одухотворенного природного или архитектурного ландшафта. Увидеть глазами художника и разглядеть то, чего мы не увидели бы сами.
Пейзажи Георгия Кара-Мурзы загадочны и искренни, в них нет ни суеты, ни обыденности, это не остановленные на скаку повседневности мгновенья, а перенесенное на холст время вечного возвращения. Они свидетельствуют не о мимолетности, а о незыблемости. Палитра художника насыщена, она не имитирует и не корректирует природу, она утверждает ее спокойное и торжественное величие и гармоничное существование с некоторыми творениями рук человеческих.
В конечном счете искусство способно пусть и не преодолеть, но компенсировать или хоть смягчить разрушительную механику иных, более приземленных сфер человеческой деятельности. Многие из сирийских пейзажей, представленные на выставке, останутся только на холстах у Кара-Мурзы, ведь на этой земле уже пятый год идет война. Но они будут жить, и это самое главное, ибо там, на холстах им уже ничего не грозит.
Живопись и театр в творчестве Георгия Кара-Мурзы это не только их известное взаимодополнение, это две параллельные вселенные.