Фотопроект «Линия севера»
В рамках проекта «Фотолето» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств впервые будут представлены вместе все части многолетнего проекта фотографов-документалистов Федора Телкова и Сергея Потеряева. «Линия севера» — результат нескольких экспедиций дуэта фотографов в северные регионы России: города и деревни Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Внимание авторов обращено к изучению современного образа жизни российского севера и аспектам процесса ассимиляции малых коренных народов. Авторы не только документируют реалии и быт севера, но и стремятся, с помощью визуальных образов, создать единое повествование о сегодняшнем и завтрашнем дне региона.
В эпоху глобализации как никогда остро стоит проблема сосуществования культур, цивилизаций. Развивающиеся страны, их экономика, промышленность, расширяющая свои границы, зачастую проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур. В Российской Федерации особенно явно эти процессы протекают на севере и северо-востоке страны, где по сей день продолжается освоение новых пространств. Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушение их традиционного образа жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживают: 44.640 ненцев, 38.396 эвенков, 30.943 хантов, 12.269 манси, 3.649 селькупов. Сегодня часть представителей коренных народов Севера возвращается к традиционному образу жизни — оленеводству, другая — начинает осваивать «оседлую» жизнь в городах и поселках, в связи с чем появляется некая новая форма жизни традиционных культур. Если часть, ведущая традиционный образ жизни, была исследована этнографами, журналистами, документалистами, то вторая часть — современная остается пока не изученной. Самое мощное влияние на процессы ассимиляции малых коренных народов севера оказывает, конечно же, добыча нефти. Открытие все новых месторождений лишает оленеводов пастбищ и отравляет тонкую экосистему тундры. «Националы» вынуждены искать возможности работы и жизни в городах.
Серия фотографий, вошедших в проект «Линия севера», визуально представляет собой путь коренных жителей из тундры в город и обратно. По словам авторов снимков: «панорамы и натюрморты составляют некую метафору тундры, белого безграничного поля. В то время как портреты символизируют «точки жизни» на этой белой территории». Процесс перехода от традиционного образа жизни к современному очень подвижный и находится постоянном развитии, поэтому важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к «городской» жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества сосуществуют и одинаково ценны для человека.