Экскурсия «Тайны вукочи»
В сельской местности мельница была чем-то особенным. Это помол зерна на муку, крупу, и толчение толокна, и получение льняного масла. Сообразительный мельник мог устроить в мельничном амбаре и просеивание муки, и сукновальню. С ближайшей округи тянулись к мельнице подводы с зерном, а обратно − те же подводы со свежей мукой — возницы и лошади чуть белые от мучной пыли.
Принцип мельниц-шатровок был такой — нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни — четвериковые, шестериковые и восьмериковые. Все типы и варианты мельниц поражают точным конструктивным расчетом и логикой врубок, выдерживавших ветры большой силы.
Народные зодчие уделяли также внимание внешнему облику этих единственных вертикальных хозяйственных сооружений, силуэт которых играл немалую роль в ансамбле селений. Это выражалось и в совершенстве пропорций, и в изяществе плотницких работ.
В Удмуртии массовое распространение ветряных мельниц произошло в конце XIX начале XX века. Столь позднее распространение ветряков в наших краях можно объяснить тем, что наш край изобилует реками, и поэтому большинство мельниц были водяные. Кроме того, в связи с географическим положением республики, юг Удмуртии относится к лесо-степной зоне и меньше покрыта густыми хвойными лесами, чем на севере республики.
Время, когда ветряные мельницы были неотъемлемой деталью деревенского ландшафта, давно миновало. Исчезли, канули в прошлое мельницы. К счастью, у нас есть возможность увидеть ее.