Выставка «Плакаты войны. На пути к Великой Победе»
Накануне священной даты — 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., Победы над фашисткой Германий — в одном из лучших выставочных залах Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» открылась выставка «Плакаты войны. На пути к Великой Победе». Это четвертый совместный выставочный проект ОАО «Альфа-Банка», газеты «Комсомольская правда» и Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Любая война — это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала ярким и зримым подтверждением этого факта: с самых первых дней каждый солдат на фронте, каждый рабочий у станка верил в нашу победу. Именно эта вера помогала в самые сложные и трудные моменты. И огромную роль в формирование этой веры имела наглядная агитация. Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых и распространенных видов наглядной агитации. Особую страницу в историю ее развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы.
Большой успех плакатной графики был во многом обусловлен тем, что художники-плакатисты оперативно отражали военные события буквально с первых дней войны: в течение недели после начала войны массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе. Аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в ее призывающем жесте.
Агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов, отражавших нападение гитлеровцев. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат делает предательское дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в День Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
По завершении экспозиция будет передана Музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина» в дар.