Top.Mail.Ru
Основное изображение для события Семинар «Этноорганология Волго-Уралья»

Семинар «Этноорганология Волго-Уралья»

26 ноября 2025 г.
12+
от 0 руб.

Шестой семинар цикла «Вопросы истории и методологии инструментоведения», который охватывает проблемы изучения этнических инструментальных традиций Волго-Уральского региона и посвящен юбилеям выдающихся ученых М.Н. Нигмедзянова (1930–2020) и Р.Ф. Зелинского (1935–2013).

В обсуждениях научных воззрений исследователей традиционной инструментальной культуры Волго-Уралья, их методологических установок и достижений в области этноорганологии и этномузыкознания примут участие доктор искусствоведения, профессор, заведующий сектором инструментоведения РИИИ И.В. Мациевский; доктор исторических наук, профессор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан В.И. Яковлев; кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Н.Ю. Альмеева; заслуженный деятель искусств Республики Карелия, почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова С.В. Синцова; доцент Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова А.Р. Зелинская; кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ А.Б. Никаноров; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского института Уральского отделения РАН И.В. Пчеловодова. Модератор — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ Д.А. Булатова.

Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая Махмут Нигмедзянович Нигмедзянов — один из крупнейших исследователей традиционной татарской музыкальной культуры, внесший серьезный вклад в изучение как песенного, так и инструментального искусства татар. Являясь выдающимся собирателем татарской народной музыки, он записал более 4000 образцов песенного творчества и инструментальных наигрышей разных этнографических групп татар, проживающих в Татарской, Башкирской, Чувашской, Мордовской, Марийской АССР, Горьковской, Саратовской, Пензенской, Астраханской, Волгоградской, Кировской, Тюменской областях России, из них более 700 вошло в три издания татарских народных песен (1970, 1976, 1984). Диссертация ученого «Музыкально-стилевые особенности традиционной народной песни татар Среднего Поволжья: музыкально-этнографическое исследование», защищенная в 1973 году в Ленинградском государственном институте театра музыки и кино, легла в основу его фундаментального исследования «Народные песни волжских татар» (1982). Глубокие знания традиционной инструментальной культуры не только как полевика-исследователя, но и музыканта-мультиинструменталиста, владеющего игрой на разных видах гармоник, гуслях, балалайке и других музыкальных инструментах, нашли отражение в статье «Татарские народные музыкальные инструменты» (Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973).

Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Карелия Роман Федорович Зелинский — этноинструментовед и композитор, видный исследователь башкирской инструментальной культуры. В 1977 году под научным руководством И.В. Мациевского им была написана и защищена диссертация «Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев», где он впервые на высокий научный уровень поднял проблему транскрипции протяженных звуков в башкирских инструментальных композициях, в 2006 году — докторская диссертация «Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля)». За годы его педагогической деятельности в Финно-угорской музыкальной академии (позднее — кафедре музыки финно-угорских народов) Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова им были воспитаны десятки специалистов по разным национальным музыкальным, в том числе инструментальным, культурам — мари, мордовской, удмуртской, коми и др. Композиторское творчество мастера питалось образами карельского и башкирского народного творчества: среди его сочинений — Симфония № 3 «Симфоническая повесть о Вейнямейнене» (1983), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра на слова 42-й руны карело-финского эпоса «Калевала» «Заговор Лоухи» (1984, изд. Л., 1988), руническая оратория «Калевала» для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на слова карело-финского эпоса (1990), обработка для фортепиано башкирского народного наигрыша «Кара-юрга» («Вороной иноходец») и другие.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией ФГБНИУ «Российский институт истории искусств» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна