Выставка «Книжная иллюстрация 1930–1990 гг.»
Выставка включила в себя более 100 листов и очертила широкий спектр иллюстрированных книг, выпускавшихся в Советском Союзе. Это русская и зарубежная классика — и проза, и поэзия, требующая от художника особой деликатности; древнерусский эпос, литература народов СССР, современная фантастика. Особняком стоят издания для детей и юношества, чрезвычайно разнообразные по жанрам и стилю оформления.
Книга — единый графический ансамбль, в каждой стране есть особые традиции его создания. Обращаясь к древнерусской литературе, наши современники воскрешали старинные приемы, характерные для рукописей с орнаментом и миниатюрами. На выставке фрагменты двух циклов: Алексей Шмаринов иллюстрировал легендарные сюжеты из русской военной истории в обобщенной манере древнерусской миниатюры. Рисунки Мюда Мечева к летописи «Повесть временных лет» будто созданы на золоченой или пурпурной коже, напоминая о древних книжных страницах из пергамента.
Немало художников связали себя с книгой для детей: этот оазис внутри официальной культуры давал наибольшую свободу выражения и простор фантазии. Стремясь сделать книгу-объект ближе юной аудитории, они использовали цветные карандаши, яркие пятна краски, свободную композицию, стилистику детского рисунка. С выдумкой подходили к решению творческих задач мастера разных поколений: Владимир Вагин, Александр Васин, Ника Гольц, Борис Дехтерев, Федор Лемкуль, Май Митурич, Анатолий Олин, Виктор Чижиков. Их иллюстрации русских и зарубежных сказок, фантастических повестей Э.Т.А. Гофмана, Р.Э. Распэ и А. Погорельского, новелл М. Твена и О. Уайльда передают изобретательность и кругозор художников-иллюстраторов литературы для детей и подростков.
Воображаемую ретроспективу отечественной иллюстрации открывает на выставке классик советской книжной графики Евгений Кибрик. Из его обширного наследия выбраны литографии к повестям Н.В. Гоголя и Р. Роллана. Оформление в 1934 французской новинки «Кола Брюньон» стало эталонной работой Кибрика, шедевром искусства книги. Его последователями в оформлении классики были в 1970-е Савва Бродский и Илья Богдеско — их циклам свойственно драматургическое начало при передаче цельных характеров и кульминационных сцен.
Но выставка полна и иных решений. Борис Заборов для повести Ф. Достоевского «Кроткая» избрал условную и статичную манеру изображения: черный фон и статуарность поз подчеркивают драматизм происходящего. Один из серьезнейших мастеров иллюстрации Андрей Костин с изощренным психологизмом и экспрессией оформил «Холстомер» Л. Толстого — маленькие офорты похожи на старые гравюры, чуть угловатый рисунок передает трагизм сюжета.
Отдельного внимания заслуживает иллюстрация поэзии. В ксилографиях Федора Константинова к «Демону» М. Лермонтова и новеллам английского классика Дж. Чосера со стихами уживается графика больших и малых форм — от картинки на целую страницу до миниатюрной заставки. Автолитографии Николая Воронкова к стихам С. Есенина также принадлежат к малым формам — однако в небольших рисунках мы видим иллюстрации к столь значительным текстам, как поэма «Анна Снегина» или «Черный человек». Созданные в середине 1980-х работы Андрея Дугина к сборнику Ф. Шиллера «Кубок. Избранная лирика» отличает утонченность стилизации.
Прочитанные в детстве увлекательные «книжки с картинками» навсегда остаются в памяти, объединяя нас. Великолепные работы художников закладывают основы личного вкуса в искусстве и литературе, формируют идеалы, которые человек проносит сквозь всю жизнь. Многие зрители ощутят на выставке волнение от встречи с детством или воспоминаний о мире, увиденном за книжной обложкой.