Встреча в клубе интеллектуального кино
Такой мощный и напряженный вербальный конфликт на экране, создают всего два персонажа − мать и дочь. Между прочим, это единственный случай сотрудничества на экране Ингмара и Ингрид Бергман.
В своей книге «Картины» Ингмар Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман − их, и только их…». Набросок «Осенней сонаты» был написан Бергманом в 1976 году за одну ночь, а в 1978-ом на экраны вышел предпоследний шедевр Ингмара Бергмана.
Ингрид Бергман на момент съемок фильма было 63 года и она была уже неизлечимо больна. Тем не менее, в фильме много крупных планов, где видна каждая черточка, каждая морщинка. Но, видя ее именно такой, становится понятно, что это великая актриса.
Картина построена на сонатной форме − начало, напряжение и развязка. Неслучайно соната названа осенней − в этой семье еще только осень, а там дальше возможно либо зима, либо весна. Бергман нарисовал довольно четкую картину − постепенное вырождение семейных ценностей у отдельных слоев общества. Мертвая мать рождает мертвых детей, не способных наладить контакт с окружающим миром. Безразличие и эгоизм только усиливаются. Родители становятся не в состоянии передать какие-нибудь ценности детям. Они сами их не познали.