Цикл лекций «История современных искусств»
ГЦСИ проводит цикл лекций, состоящий из десяти взаимодополняющих друг друга модулей разных лекторов по истории современного русского и зарубежного искусства второй половины XX-начала XXI века.
Комплексный и универсальный подход делает образовательную программу ГЦСИ уникальной, отличной от программ других институций.
Расписание цикла лекций:
Дарья Пыркина, Борис Клюшников: «Вопросы методологии изучения современного искусства»
14 сентября — «Введение и историография»;
21 сентября — «Как изучать современное искусство: введение в методологию изучения современного искусства»;
28 сентября — «Современное искусство как метод познания мира: архивы и красота».
Марина Калашникова: «Архитектура и дизайн второй половины ХХ века»
5 октября — «От функционализма и конструктивизма начала XX века к интернациональному стилю 1950-х гг.»;
12 октября – «Постмодернизм в архитектуре и дизайне»;
19 октября – «Минимализм и стиль хай-тек в архитектуре и дизайне»;
26 октября – «Деконструктивизм и новая парадигма в архитектуре».
Александра Данилова: «Искусство Запада второй половины ХХ века»
2 ноября – «Генезис современного искусства. Абстрактный экспрессионизм в Америке и европейская информель»;
9 ноября – «Экзистенциализм в европейском искусстве 1950-1960-х гг. Трагедия и утопия»;
16 ноября – «Британский и американский поп-арт. Искусство в эпоху массовой культуры»;
23 ноября – «От плоскости к пространству. Новые формы искусства, хеппенинг, флюксус»;
30 ноября – «Искусство после философии. «Холодные» 1970-е»;
7 декабря – «Искусство 1980-х гг. Возвращение живописи. «Новые дикие», трансавангард»;
14 декабря – «Искусство между баррикадами и рынком. Постмодернистские практики, новый консьюмеризм, феминизм, активизм»;
21 декабря – «Время новых границ: Young British Artists/Молодые британские художники».
Ольга Турчина: «Отечественное искусство с конца 1950-х гг. по настоящее время»
18 января – «От авангарда к соцреализму. Проблема официального — неофициального, легального — нелегального. «Тихое искусство»;
25 января – «XX съезд партии и его последствия. 1957–1962 гг.: «Оттепель». Выставка к 30-летию МОСХа в Манеже. Реакция советской власти»;
1 февраля – «Художественные группы, персоналии неофициальной культуры конца 1950-1960-х гг.»;
8 февраля – «Группа Сретенского бульвара»;
15 февраля – «Художественная ситуация 1970-х гг. Соц.арт»;
29 февраля – «Московский концептуализм»;
14 марта – «Искусство второй половины 1970-х-начала 1980-х гг., так называемая «Новая волна»;
21 марта – «Перестройка» русского искусства»;
28 марта – «Художественная ситуация 1990-х гг. «Нонспектакулярное искусство». Выход в 2000-е гг.».
Катя Ганюшина: «История современного танца»
20 января – «Основные понятия, категории и концепции современного танца»;
27 января – «Инструменты современного танца в действии»;
3 февраля – «Актуальный российский и международный контекст современного танца»;
10 февраля – «Современное искусство и современный танец: движение навстречу».
Карина Караева: «История видео- и медиа-арта»
17 февраля – «Возможность видео. История и теория взаимодействия видеоарта и визуальных искусств»;
24 февраля – «Возможность видео. Происхождение видов»;
9 марта – «Антикинематограф»;
16 марта – «Кино – видео – кино. Расширенное кино»;
23 марта – «Возможность видео. Жанровый и структурный коллаж».
Владимир Левашов: «История художественной фотографии ХХ века»
4 апреля – «Введение. Возникновение фотографии. Первые тенденции нового искусства: 1850–1890 гг.»;
11 апреля – «Поэтика фотографии 1920-1930-х гг. Переход от символизма и модерна к авангардным практикам»;
18 апреля – «Тенденции в мировом фотоискусстве во второй половине ХХ века»;
25 апреля – «Фотография в период постмодернизма»;
16 мая – «Проблемы современной фотографии»;
23 мая – «Теории сущности фотографии новейшего времени».
Лиза Морозова: «История перформанса»
30 марта – «Золотой век» искусства перформанса: 1960-70-е гг.»;
6 апреля – «Феминисткий дискурс и женский перформанс»;
13 апреля – «Перформанс-арт: вчера и сегодня»
20 апреля – «Российский перформанс в поисках идентичности».
Владимир Мартынов: «История современной музыки»
27 апреля – «История современной музыки до 1948 г.»;
18 мая – «История современной музыки 1948–1996 гг.»;
25 мая – «История современной музыки после 1996 г.».
Борис Клюшников: «Система институций современного искусства»
30 мая – «Система институций современного искусства: история и особенности»;
6 июня – «Система институций
современного искусства: альтернативы и будущее».