Спектакль «Бешеные деньги»
Бешеные деньги — случайные, которые в кармане не задерживаются долго. Всегда их не хватает, как героине пьесы Лидочке, потому что она не знает цены копейке и даже рублю. Эта классическая комедия прославленного русского драматурга А.Н. Островского и о нас с вами, о нашем времени.
Александр Островский — мастер стремительной интриги, остроумного диалога, в его пьесах интересны характеры героев.
«Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл…» — с горечью писал А.Н. Островский в одном из своих писем. Это «упразднение человечности» предстало перед нами в сатирическом зеркале «Бешеных денег». Над этой пьесой Островский работал недолго — начал 25 октября 1869 года, 18 января 1870 рукопись была окончательно завершена. Комедия была встречена критиками в штыки — образ Василькова, главного героя пьесы был не понят. Возникал естественный вопрос — почему этот положительный герой ведет себя несколько странно. Василькова хотели представить как героя «настоящей минуты, вступающего в столкновение с миром отжившим, задолжавшим, разорившимся и развращенным», вместо этого выходило, что драматург вывел «какую-то загадочную личность, о которой даже трудно сказать, что она такое». В Василькове хотели видеть романтика, Островский же писал о новом типе капиталиста-дельца, явлении в начале семидесятых годов XIX века невиданном. Пьеса была поставлена в Малом театре, имела колоссальный успех, а в ХХ веке почти не шла.
В конце ХХ века отношение к этой драме Островского резко изменилось. Актуальность темы «бешеных» денег сегодня особенно очевидна. Деньги «умные» сталкиваются с «бешеными» чуть ли не на каждом шагу. Пояснения вряд ли требуются. Островский пишет только об одной такой «стычке», но куда как занятней и талантливей, чем в бесстрастных сообщениях современных информационных служб. Островский в этой пьесе показал, как идут на продажу любовь и красота.
Савва Геннадич Васильков — молодой провинциал, так и норовящий в столичном обществе сделать что-нибудь невпопад. Он пленяется красотой Лидии Чебоксаровой, особы избалованной и едва ли не циничной, привыкшей к «золотой пыли» и не мыслящей себя без нее. Коварно пущенный слух о миллионах Василькова привлекает к нему взор матери Чебоксаровой, которая знает о своем безденежье. Алчность заводит далеко: Лидия делается женой Василькова. Брак по расчету обречен, разочарование следует быстро — муж экономен, почти скуп. Тот, кто раньше был только смешон, отныне — ненавистен. Мелочной экономии в быту избалованная красавица не выносит и съезжает на другую квартиру. Лидия в надежде на помощь простирает руки к своим ухажерам — «папашке» Кучумову, язвительному Глумову и инфернальному денди Телятеву. «Мне жить без золота нельзя», «Страшней бедности ничего нет», «Бояться порока, когда все порочны, и глупо и нерасчетливо» — вот ее любимые афоризмы, ставшие жизненным кредо. Увы, все они давно живут «в долг» и безжалостно-язвительно указывают ей на окна мужниного дома: дескать, деньги там, ибо «не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
Островский в «Бешеных деньгах» точен как психолог, когда такое высокомерное неведение «низкой прозы» жизни соединяет с циничным, наглым до безобразия хищническим напором. Лидия отчетливо формулирует: «Самый большой порок есть бедность». Критика упрекала драматурга в том, что он несколько пересолил, наделяя Лидию Чебоксарову столь наглой откровенностью. Но, пожалуй, цинизм, диковинный в таком юном и очаровательном существе, не был кабинетным изобретением драматурга. Но менее, чем Васильков, Лидия Чебоксарова была в своем роде новейшим продуктом времени.