Лекция «Звук» из цикла «Все, что вы боялись спросить о советском кино»
30-е годы. В кино приходят звук и музыкальные комедии, Мустафа из «Путевки в жизнь» Николая Экка строит железную дорогу где-то в районе Коломенского, а режиссеры обсуждают загадочный соцреализм. Первая половина эпохи полна неожиданных открытий и весёлых экспериментов: «Гармонь» Игоря Савченко, «Лётчики» Юлия Райзмана, «Моя Родина» Иосифа Хейфица и Александра Зархи, «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета, «Строгий юноша» Абрама Роома, тревожный и трагический «Аэроград» Александра Довженко, мрачноватое «Счастье» Александра Медведкина… однако не все эти фильмы доходят до зрителя. Иные из них оказываются на полке (но другие — полки внезапно избегают). Постепенно происходят изменения и в жизни страны. За эйфорией 1935 года начинается эпоха репрессий…
Автор цикла Максим Семенов: «Из первых ста лет отечественного кино большая часть приходится на советскую эпоху. Советские фильмы окружают нас с детства: пул новогодних комедий, старая-добрая классика для детей, некоторое количество фильмов военной тематики… всё это так знакомо. Однако, попытавшись посмотреть на советское кино пристальнее, мы вдруг обнаружим, что почти ничего о нем не знаем: какие-то медведкины и пудовкины снимали какие-то странные фильмы и каким– то образом умудрялись влиять на историю мирового кино. Солидно, но совершенно неизвестно. Наши беседы не претендуют на академичность (и на особую серьёзность), однако мы попытаемся хотя бы в общих чертах разобраться, чем советское кино было, и почему его стоит смотреть до сих пор».
Максим Семёнов — историк, киновед, кинокритик, сценарист. Окончил исторический факультет МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Постоянный автор журналов «Сеанс», «Афиша», порталов «Colta» и «Кинопоиск». Преподаватель Московской школы кино. Сотрудник Музея кино.